И - ура! - в новом фильме в роли девочки XXI века снова Наташа Гусева.
До 100 тысяч довели на киностудии имени Горького счет письмам ребят после показа по телевидению "Гостьи из будущего". Потом все же сбились, запутались и в конце концов вынуждены были прекратить это безнадежное занятие, пожалев, что нет под рукой ЭВМ. А поток писем не уменьшался. Многие ждали, просили, даже требовали новой встречи с Алисой. Да и сам П. О. Арсенов признался, что за время работы над фильмом образ девочки из будущего полюбился, стал близким и ему. Так и родилась мысль продолжить кинорассказ о приключениях Алисы Селезневой и ее друзей.
И вот снова на экране одно невероятное приключение сменяется другим. Конечно же, авторы нового фильма старались, чтобы он был таким же остросюжетным, интересным и веселым. Это как раз то, что объединяет обе кинокартины, хотя, к огромному сожалению всех ребят, "Лиловый шар" - фильм односерийный. Но зато его можно в любой день посмотреть в кинотеатре.
Впрочем, возможность посмотреть, сравнить, оценить эти фильмы будет у каждого из вас. Но не менее интересно и то, что находится, как принято говорить, "за кадром". Поэтому давайте тихонько выйдем из кинозала и поговорим с теми, кто участвовал в создании фильма.
- Новый фильм нельзя назвать просто продолжением "Гостьи из будущего" - сюжет разворачивается уже в совершенно иных обстоятельствах, и герои в большинстве новые, - начинает нашу беседу главный режиссер П. О. Арсенов. - Но он как бы выходит из недр предыдущей картины. Потому что, создавая "Гостью из будущего", мы думали сделать для ребят современную киносказку.
- Сказку? - удивляюсь я. - А разве это не фантастика?
- Если бы это была просто фантастическая картина, то пришлось бы решать совершенно другие проблемы будущего, исходя из сегодняшнего положения дел в мире. А у нас именно сказка, где Добро и Разум всегда побеждают Зло. Всегда побеждают и будут побеждать! Если это убеждение, что Добро победит, в человеке с детства не заложено, он никогда со Злом бороться не сможет. Потому мы и говорим: ребята, это все одолимо, только сперва одолейте нехорошее в себе, а потом - и вокруг себя. Вот есть у нас в фильме маленький эпизод, когда на глазах наших героев представители иной цивилизации уничтожают на Земле так называемую птицу Рок. Я хотел, чтобы все полюбили эту птицу. Мне хочется, чтобы все злое стало личным врагом ребят. Личным, а не вообще. Вот, мол, там, где-то на улице, творится зло, но меня это не касается. Нет, любое зло - твой личный враг!..
Внезапно какой-то подозрительно знакомый смех прозвучал у меня за спиной. Я обернулся - и увидел ужасающую картину: космический пират Весельчак У схватил за руку Алису Селезневу!.. О ужас!..
Разумеется, я тут же помчался спасать Алису. Впрочем, это, наверное, слишком громко сказано, ибо пока я домчался, то успел сообразить, что это никакой не пират, а наоборот - артист Вячеслав Невинный просто здоровается с Наташей Гусевой за руку.
- Здрасьте! - хитро сказал артист, и я тут же понял, что передо мной - настоящий Громозека
Да-да! Удивительного археолога-инопланетянина Громозеку в кино мы увидели впервые. Зато многим он хорошо знаком по книгам Кира Булычева и, конечно, по мультфильму "Тайна третьей планеты". В кинокартине он такой же шумный, открытый, смелый. Внешне, конечно, отличается от того диковинного Громозеки из мультфильма, но тоже очень необычен - огромный, лохматый, многорукий. (Кстати, все четыре руки, так сказать, действующие. Как? Это уже маленький секрет создателей фильма.)
- В фильмах для детей снимаюсь с большим удовольствием, - торжественно сказал артист (или Громозека?.. Кто-то из них). - Во-первых, очень люблю кино. А во-вторых, - мой собеседник перешел на доверительный тон, - у меня самого еще очень даже детская душа.
Мне подумалось, что сам Невинный, кстати, большой любитель посмеяться, как-то внутреннее схож со своим киногероем.
- А про Громозеку могу сказать, - продолжал тем временем актер, - что, несмотря на всю свою силу и мощь, он как бы несет в себе воплощение вселенской доброты. Но, в отличие от меня, он еще немножко чудак. Обо мне ведь такого не скажешь, правда?.. Да, а для какого это журнала я давал интервью?
Нет, все-таки что-то общее есть. Пришлось мне еще раз представиться.
- А какие эпизоды при съемках "Лилового шара" больше всего запомнились вам?
- Ну, мне трудно ответить на этот вопрос. Честно говоря, во все вложено очень много труда, и что-либо выделить... Вот, может, Наташа попробует ответить, - улыбнулся артист стоящей рядом Алисе. То есть Наташе Гусевой.
- Мне больше всего понравилось, когда снимали кадры на корабле "Пегас", - охотно подключилась к разговору она. - Очень хорошая была декорация; действительно, впечатление такое, будто в космос летишь. Конечно, запомнились новые интересные знакомства, новые интересные люди в нашей съемочной группе. Понравилось работать на горе Ай-Петри, очень красиво было. Снимали там долго - гора менялась с каждым сезоном. Сначала, когда мы приехали, она такая зеленая была. Потом медленно желтела, а потом на ней прямо пушкинская осень настала... Очень красиво! Я думаю, это теперь всем членам группы будет во сне сниться.
Впрочем, я-то знал, что любование природой ограничивалось лишь короткими перерывами. Во время съемок было не до красивостей. Например, чтобы удачно снять только один эпизод, когда Алиса и Герасик спасаются от гигантского птенца, ребятам больше десятка раз приходилось взбегать на эту самую гору.
- Ну-у, это такие маленькие трудности, - голосом уже привычного к такому человека возразила Наташа. - Мне-то еще ничего, я в кроссовках, а Саша - в лаптях. Он говорит: "Я как босиком бегу по камням". А вот с учебой трудней было, потому что очень много пропускаешь. Особенно, когда снимали в Ялте и я ходила в местную школу. Съемки начинаются где-то с двенадцати, поэтому, получается, я успеваю только на первые два-три урока. Съемочная смена заканчивается поздно, а еще надо успеть приготовить уроки. Но мы с Герасиком все же справлялись.
Кстати, о Герасике, мальчике из Эпохи Легенд. Сыграл эту роль московский школьник Саша Гусев, Наташин однофамилец. Такое вот интересное совпадение.
Наташа убежала досматривать фильм, а мне хотелось еще один, очень важный вопрос задать главному режиссеру. Но он опередил меня:
- Взрослые кинокритики часто сетуют, что на экране, мол, нет героя, который бы увлек ребят. И вдруг - я обрадовался и удивился этому! - Алиса стольким ребятам оказалась близкой... Мне кажется, не только потому, что это о девочке из будущего рассказ. Что-то, видимо, еще в самой Наташе, в ее природе человеческой оказалось созвучным ребячьей ностальгии по преданности, честности, нежности. Вот какая, оказывается, тоска по чистоте внутри сидит у них. Вот что интересно! И я всегда помню, что своим фильмом обращаюсь к тем, кому предстоит жить и трудиться в XXI веке. Мне хочется, чтобы они пришли туда не бодрячками, но бодрыми, не с опущенной головой, а с гордо поднятой, не хамами, а интеллигентами, не злыми, а душевными. Если получится посредством кино как-то помочь ребятам в этом, буду счастлив...
Радислав ЧУМАК.
Москва - Киев.