ФИЛЬМ "ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО"
заставказаставка
Заставка раздела
 
 
МУЗЫКА ИЗ ФИЛЬМА.
ЕВГЕНИЙ КРЫЛАТОВ
КРЫЛАТОВ ЕВГЕНИЙ ПАВЛОВИЧ
© Музыка Евгения Крылатова.
 
   
Родился 23-го февраля 1934 г. в г. Лысьва, Пермской области, в рабочей семье. Детство и юношеские годы Е. Крылатова прошли в рабочем районе г. Перми - Мотовилихе, где его родители работали на Мотовилихинском заводе.

В 1953 г., окончив Пермское музыкальное училище, Е. Крылатов поступил в Московскую консерваторию, которую закончил в 1959 г. по классу сочинения и фортепиано.

С 1959 г. и до настоящего времени Е. Крылатов проживает в г. Москве.

За эти годы композитором создано большое количество сочинений в разных жанрах: симфоническая, камерная, эстрадная музыка, музыка ко многим спектаклям в Московских театрах, произведения для Радио и Телевидения. Но, особенно плодотворно творчество Е. Крылатова - в кинематографе. Им написана музыка более чем к 120-ти фильмам и мультфильмам. Среди них такие, как:

"Умка", "Трилогия - Простоквашино", "Достояние Республики", "Ох уж, эта Настя", "Русалочка", "И это всё о нём", "Приключения Электроника", "Чародеи", "Гостья из будущего", и другие замечательные фильмы.

Особое место в творчестве Е. Крылатова занимает музыка для детей. Это - и балет "Цветик-семицветик" (шёл на сцене ГАБТ в 1965- 1970 г.г.), и музыка к спектаклям в МТЮЗЕ, и к радиопостановкам, и, наконец, песни.

Уже не одно поколение наших детей растёт на замечательных песнях композитора Е. Крылатова - таких, как:

"Колыбельная медведицы", "Лесной олень", "Ласточка", "Крылатые качели", "Прекрасное далёко", "Три белых коня" и других замечательных песнях. Практически, нет ни одного хорового коллектива, ансамбля, в репертуаре которого, не было бы произведений Е. Крылатова. Композитор, по-прежнему, много работает в жанре детской музыки.

Одна из последних песен Е. Крылатова - "Будь со мною" - (Детская молитва) открывала и закрывала благотворительный вечер "Уроки взрослым -- с Верой, Надеждой и Любовью", который состоялся 2-го июня 1997 г. в КДС, под патронажем Его Святейшества Патриарха Алексия 2-го.

Большое место в деятельности композитора Е. Крылатова занимают выступления перед детской и юношеской аудиторией.

Он объездил с концертами всю Россию.

Встречи композитора с детьми всегда превращаются в музыкальные праздники.

Е. Крылатов - член Союза Композиторов, член Союза Кинематографистов, член Союза Театральных Деятелей.

В 1982 г. Е. Крылатов удостоен звания Лауреата Государственной премии СССР.

В 1984 г. - Лауреат премии Ленинского Комсомола.

В 1994 г. - Народный артист России.

В 2003 г. - Лауреат премии им. Москвы

© Официальный сайт Крылатов.ru
Биография Евгения Крылатова
 
Юрий Энтин
Евгений Крылатов. На качелях судьбы.
 
© Музыка Евгения Крылатова.
   

Если бы Евгений Крылатов написал только одну песню «Прекрасное далеко», то уже стал бы классиком при жизни. Но он подарил народу и такие хиты, как «Лесной олень», «Ольховая сережка», «Крылатые качели», «Три белых коня», «Вжик, вжик, уноси готовенького…» — всего музыку более чем к 140 кинофильмам.

— Мой прадед по отцовской линии жил при церкви и пел на клиросе. Клирос — значит «крыло». А на Урале говорят «крылос». Вот отсюда и моя фамилия Крылатов. Мама была очень верующей, знала молитвы, народные притчи, и я на этом вырос.

— Вы приехали завоевывать столицу из Перми. Какие были ощущения?

— Самое отчаянное время — после окончания Консерватории. У нас с женой не было прописки и жилья, мы обременяли знакомых, снимали углы. Когда родился сын, отдали его на 3 года моей маме. Потом мама нашла знакомую в Вешняках Московской области. При встрече эта женщина сказала: «Какой хорошенький мальчик! Такой не обманет». И прописала меня у себя за 10 рублей в месяц. А вскоре вышел указ о расширении города Москвы, и я стал москвичом, но без жилплощади. Снова — частные квартиры, печное отопление, удобства на улице. К тому же мы ждали второго ребенка. И произошло чудо: Тихон Николаевич Хренников помог мне получить квартиру в столице. В 1965-м мы переехали в Тушино. Это был первый вздох облегчения: я перестал бояться милиции. А до этого чувствовал себя изгоем, все думал, донесут в участок. Поэтому когда мы с женой впервые вошли в новую квартиру, еще пустую, без мебели, то были потрясены. Постелили газету на пахнущий свежим лаком паркетный пол, легли на нее навзничь и долго так лежали, обнявшись.

Я очень поздно пробился. Много сил и времени ушло на выживание в Москве. Я лез, как росток из-под асфальта, но 10 лет ушли на борьбу. Первые успехи в музыке пришли в 36 лет — уже не мальчик… В 1968-м вышел мультик «Умка», в 71–72-м — фильмы «Достояние республики», «Ох уж эта Настя!» и «О любви». Я «попал в обойму».

— Говорят, что после одного из ваших концертов в «Артеке» вожатый дал детям письменное задание: «За что вы любите мелодии Крылатова?» И один мальчик написал: «За хорошие стихи». Вы в самом деле выбираете для своих мелодий лучшие строки лучших поэтов.

— Ни разу музыка у меня не родилась просто так, из ничего. Я пишу песни только на готовые стихи. Некоторые композиторы могут сочинить «болванку», «рыбу», а поэт это оттекстовывает. Я так не могу. А на стихи пишу очень быстро. На хорошие — хорошо, на посредственные — посредственно.

— А как было написано «Прекрасное далеко»?

— Легко: сел за рояль да и написал. И «Крылатые качели» тоже. Меня вдохновили прекрасные стихи Юрия Энтина. Это мой любимый поэт. Хотя он человек странный и часто зря сам себя ругает. Мне долго пришлось доказывать, что он написал замечательные стихи «Крылатые качели». Он отпирался: «Это не мое. Мое — «Я с детства был послушным ребенком золотушным». И про «Прекрасное далеко»: «Там все — музыка». Я ему: «Юра, на эти слова любой композитор написал бы свою лучшую песню. Но моя была бы все равно лучше всех!» Наша последняя работа — мюзикл «Сверчок за очагом» по Диккенсу. Я, к своему стыду, раньше эту повесть Диккенса не читал. А когда стал работать над фильмом, растрогался до слез.

— Забавно, когда читаешь: «записана кавер-версия «Прекрасного далеко» или симпл «Лесного оленя». Я, честно говоря, в эти термины не очень «въезжаю»…

— Я тоже. Не переспрашиваю, чтобы не показаться невеждой. Говорю: ну да, кавер, значит, кавер. Может быть, от слова «каверза»? Слышал, что мои песни исполняет группа «Приключения Электроников». И «Три белых коня» тоже поет молодежь. Недавно звонила группа из Нижнего Новгорода, Дмитрий Маликов сделал клип «Снежинка» по моей песне из фильма «Чародеи». По-моему, вышло классно! Бывает, переделают неграмотно, перепутают ноты. Но я горжусь тем, что ребятам, оказывается, нужны песни 70-х. Когда на рок-фестивале «Нашествие» хором пели «Лесного оленя», написанного в 1971-м, я, что называется, словил кайф.

— Какой музыкальный инструмент вы предпочитаете?

— Я никогда не играл на балалайке, баяне, гитаре. Но очень люблю рояль. Не пианино, а именно рояль. В нем какая-то тайна, которой нет в других клавишных, и в электронных тоже. С детства общаюсь с роялем, как с живым существом. В 14 лет в Перми получил в подарок от управления культуры рояль-прямострунку — он был длинный и черный и похож на крокодила. На частных квартирах были только пианино из проката. А сейчас в моем кабинете «Аугуст Форстер». Хороший инструмент — как хороший коньяк.

— Говорят, вы трезвенник?

— Не пью 21 год, даже пива. Это было мое личное решение. Раньше часто выпивал в творческой среде. Старался не злоупотреблять, потому что боялся наследственности: за отцом такое водилось. Однажды в поезде, выйдя из вагона-ресторана, где сидел с другом, перед сном я зашел в туалет, увидел себя в зеркале далеко не в трезвом виде и стал говорить вслух: «Как тебе не стыдно! У тебя же двое детей, жена не работает…» Когда очнулся от своего монолога, оказалось, что прошло около трех часов. Этот случай так меня напугал, что я решил бросить пить навсегда.

— Образ «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко…» близок каждому человеку. Как считаете, это «далеко» все-таки оказалось жестоким — по отношению к вам, стране, народу?

— Это философское понятие. Будущее не должно быть жестоким, мы всегда надеемся на лучшее. Нельзя сказать, что в мире стало хуже, потому что в Америке взорвали два небоскреба, а у нас война в Чечне. Это призыв, молитва, мольба о детях, чтобы они жили лучше, чем мы. В 16 лет я не мог предполагать, как сложится судьба. Я просто стремился к свету. И нашел его — в Москве.

© Газета "Аргументы и факты", № 16 (458) от 17.04.2002
Статья: На качелях судьбы, Автор: Владимир Кожемякин
Фотографии: Эдуарда Кудрявицкого
 
Заслуженный артист России Евгений Крылатов.
ИНТЕРВЬЮ
ЕВГЕНИЙ КРЫЛАТОВ

- Евгений Павлович, как рождаются песни?

Очень просто: берешь листок нотной бумаги, шариковую ручку, садишься за письменный стол и пишешь. Ну, это, конечно, шутка.
Как рождаются? У каждого композитора по-разному. Я пишу песни на стихи.

- То есть, изначально непременно должны быть стихи?
Я пишу только на стихи. У меня практически нет песен, в которых изначально была мелодия, так называемая «рыба», а уже потом поэты занимались бы «подтекстовкой». Поэтому для меня очень важен уровень поэзии, стихов, профессиональный уровень поэтов, с которыми я сотрудничаю. Может быть, от этого у меня и песен-то сравнительно немного - где-то в пределах ста. Для сравнения: наши ведущие мастера жанра по 500, а то и по 1000 песен написали!
Но зато у меня замечательные поэты, с которыми я проработал на протяжении всей творческой жизни. Это Бэла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Леонид Дербенев и многие другие. Я поименно назвал лишь тех, с которыми наибольшее количество песен написано. Но, безусловно, как бы, самый главный поэт в моей жизни – это Юрий Энтин. С ним созданы самые лучшие, самые популярные песни. И сейчас мы с Юрием продолжаем работать вместе.

- А как Вы познакомились с ним? Когда это произошло? В период Вашей работы в кинематографе? Ведь первоначально Вы приобрели известность как композитор, пишущий музыку для кино. И так сложилось, что многие Ваши популярные песни – это песни из кинофильмов и мультфильмов.

- Да. Это был семидесятый год. Меня тогда впервые пригласили в большой кинематограф. Я писал музыку к фильмам «Ох, уж эта Настя!» и «Достояние республики». И в том и другом фильме мне нужны были стихи – нужны были песни. Так и появился в моей творческой биографии Юрий Энтин – удивительно талантливый поэт. Он написал песню «Лесной олень» и «Песенку о шпаге». С 1970 года и началась наша дружба с Юрием Энтиным.

- Вы сразу знали, кто будет исполнять эти песни? При создании их учитывали, например, вокальные возможности исполнителей? Знаменитую «Песенку о шпаге» мы знаем в записи её первого исполнителя Андрея Миронова – поющего актера…

- Я не то, что знал, а эта песня была написана специально для Андрея Миронова! И вторая песня, звучавшая в фильме «Достояние республики» на стихи Бэлы Ахмадулиной - «Романс Маркиза» («Что будет, то будет»), также написана для Андрея Миронова.
Обычно песня в кино пишется либо для конкретного артиста, который и снимается в фильме, либо на определенный голос, то есть для исполнителя, который запишет её, как говорится, «для усиления образа» героя.
Например, кто в фильме «Приключения Электроника» будет петь песни, я не знал. Просто уже заранее из сценария фильма характер песен был известен. За Сыроежкина, например, песни записала Елена Камбурова.

- Вы тогда впервые работали с Еленой Камбуровой?

- Можно сказать, да. Правда, до этого в фильме «Буденовка» она исполняла мою песню. Было у нас еще несколько эпизодических работ, но основная – «Приключения Электроника».

- А как Елена Камбурова для себя определяла участие в детском кино? Голос ее звучит не только ведь в «Приключениях Электроника»?

- Я скажу одно: она и певица замечательная, но еще и актриса! Она – мастер! Она не просто исполнила, а сыграла песни, сыграла как великолепная актриса. Елена Камбурова записала несколько моих «мальчиковых» песен.

- Евгений Павлович, Ваша творческая биография неразрывно связана с кинематографом. Вы, прежде всего, кинокомпозитор или композитор-песенник?

- Я всегда говорил и подчеркивал это, что завидую композиторам-песенникам! Потому что, песня - наиболее демократичный, наиболее быстро доходящий до аудитории жанр. А я все-таки композитор кино. Я не написал практически ни одной песни, которая не связана с кинематографом. Песен, как говорится, в чистом виде у меня нет. Даже те, которые не из кино, они звучали или в какой-нибудь радиопостановке, как «Ласточка», например, или созданы на мелодии, написанные для фильмов. Поэтому, конечно, я кинокомпозитор.

- Но помимо работы в кино, Вами и музыка к балету написана, и хоровые произведения есть, одним словом, - произведения разных жанров.

- Я писал музыку к фильму «Взрослые дети» и в нем одна из песен прозвучала одноголосно – всего один куплет. А потом из этой песни сделал большое сочинение для хора «Синие глаза». То есть, и такие варианты есть, когда из песни к фильму - песни, которая может быть очень маленькой, получается большое сочинение.
Есть у меня и балет, тоже детский – по сказке Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Он шел в Большом театре, но это было давно.

- А можно сказать, что Вас, как композитора, открыла мультипликация? Конец 1960-х годов... Ваши первые песни, прозвучавшие в мультфильмах, давно стали хрестоматийными – «Песенка Умки», «Колыбельная Медведицы»…

- А еще «Мы в дороге с песенкой о лете – самой лучшей песенкой на свете…» - из мультфильма «Дед Мороз и лето».
Не то, чтобы меня открыла мультипликация, а я как композитор впервые прозвучал и начал работать именно в мультипликационном кино, вот в этих двух мультфильмах 1968 года.

- А в чем хитрость мультипликации для композитора, тонкость жанра? Наверняка, нужно быть где-то и режиссером – самому образно мыслить, оживляя нарисованные или кукольные персонажи… Какой у мультяшных героев будет характер, зависит, в том числе, и от музыки, от стихов…

- Естественно, если музыка пишется для мультипликационного кино, это накладывает на неё определенные свойства: музыка должна быть «более сказочная», то есть, более условная. И непременно так. В большом кино у музыки драматургическая роль. А в мультипликации музыка как бы чуть-чуть «игрушечная». Здесь даже в её исполнении состав оркестров, как правило, иной - меньше. Но, тем не менее, принцип сочинения тот же самый. Всё расписывается по кадрам до съемок – буквально по секундам.

- Когда Вы услышали, что Ваши песни, как говорится, живут самостоятельно – вне кинофильма или мультфильма?

- Скажу откровенно: судьба моих песен счастливая. В этом заслуга моя, как композитора, поэтов – моих соавторов, артистов, в исполнении которых песни полюбились, но еще, что также важно, - были очень хорошие условия для пропаганды песни.
Если выходил мультфильм, то его видела вся страна. Раньше ведь был прокат новых мультфильмов в кинотеатрах и по телевидению. Поэтому песня легко получала доступ к аудитории; поэтому, у меня не было такого момента, когда б я вдруг проснулся «бешено знаменитым» - известность приходила от фильма к фильму, от песни к песне.
Да, впрочем, к популярности отношусь с большой иронией, особенно сейчас, когда такие колоссальные средства раскрутки – вкладывают деньги, «раскручивают» песню, а завтра все забудут… В мои годы уважительнее относились к творчеству - как бы суммировали лучшее, что создано композиторами, поэтами и теперь всё это живет своей жизнью. И меня это очень радует и трогает – моя музыка, она скромная, ее, может быть, немного, но она как облачко парит сама по себе. И я все время с этим сталкиваюсь, чувствую, что исполнители с любовью относятся к моей музыке – это очень ценно для меня.

- А к современным обработкам Ваших мелодий как относитесь? Ведь и «Лесного оленя» перепели и «Песенку о лете», и «Три белых коня», и «Песенку о снежинке» поют артисты нового поколения. Новые ритмы, компьютерные звуки, новые стили…

- Я к этому отношусь в высшей степени радостно, потому, что был такой момент не только у меня, но и у многих композиторов моего круга – начало 90-х годов, когда как бы всё рухнуло и, оказалось, что мы никому не нужны. И пришла новая волна исполнителей - энергичная, настырная, самоутверждающаяся, но не всё в этой новой волне было истинно талантливым и художественным. Всегда талантливого меньше, чем общей массы, однако время идет, и ты смиряешься с этим.
Но сравнительно недавно начался как бы откат назад – вновь появился интерес, потребность появилась в песнях прошлых лет, возврат к творчеству композиторов моего поколения. И кульминация этого сейчас. Ко мне без конца обращаются разные фирмы, переиздающие записи, выпускающие караоке, детские игрушки, мобильные телефоны… И многие исполнители поют мои песни: Лада Дэнс, Николай Басков, Лариса Долина, да многие группы и ансамбли – «Дюна», «Приключения Электроника»… «Три белых коня», по-моему, только ленивый не поет. «Колыбельную медведицы» и Елена Камбурова, и Анита Цой, и еще многие артисты поют. Меня это очень радует.
«Лесной Олень» в исполнении группы «Приключения электроников» - не те ноты, не те слова временами, но она такая, как бы сказать, эстетская песня и я считаю, – это их версия и пусть поют. А исполняют они «Лесного оленя» со страстью, с темпераментом! Меня это трогает. Музыканты звонили мне и прямо по телефону проиграли свою версию. Я говорю: ну и пусть звучит так, как вы воспринимаете песню. А оригинал существует в записях Людмилы Сенчиной и Аиды Ведищевой – первой исполнительницы «Лесного оленя». Так что, к современным интерпретациям отношусь не то, чтобы спокойно, а, наоборот, с радостью, с гордостью, я бы даже сказал.

- Сейчас нет практически ни детского кино, ни такой как раньше пропаганды песенного творчества для детей. По Вашему мнению, что-то может измениться? В 2003 году открывается фестиваль «Песенка года», в основе которого как раз детские песни. Это действительно реальный шаг к тому, чтобы вернуть добрую, душевную, песню детям? Чтобы хотя бы меньше пели всякую попсу, даже не понимая смысла…

- Я не побоюсь даже произнести слово: «лабуду». «Попса» - слишком мягко сказано.
Вы понимаете, в чем дело? Проект «Песенка года» есть. Им занимается Ангелина Вовк. По идее, он замечательный. Дай Бог, чтобы все получилось. Естественно, я буду в нем принимать активное участие.
Сейчас, вообще, такой момент, когда общество, наши власть имущие, наконец-то поняли, что никакая перестройка, никакие реформы не нужны, если некому этим будет воспользоваться. Если мы сейчас вырастим поколение дебилов, наркоманов, путан и уголовников…
Меня совершенно угнетают наше телевидение и кино – пропаганда и романтизация уголовного мира. «Бригаду» и смотреть не стал: да что же это такое?! Когда смотришь документальные криминальные фильмы - наши же истории, очень интересно, поучительно. Когда показывают преступников, видишь эти лица: насколько они омерзительны и неромантичны. А мы в художественном кино из всего этого делаем романтику! Вытесняем романтику из трудных и благородных профессий... Даже смешно сейчас говорить: летчики, космонавты… Вот путана, дескать, хорошо, а киллер, получается, просто замечательно! Но это ужасно. Мне кажется, что сейчас общество созрело и спохватилось, как бы нам не потерять следующее поколение!
Жалко и обидно, за то, что у нас была страна с лучшей в мире студией детских фильмов – киностудией имени Горького. Сейчас, увы, этого нет.
Детское кино снимается, но очень «штучно». Например, есть такой режиссер Леонид Нечаев – автор замечательных фильмов «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку». Он недавно снял «Сверчок за очагом» - это семейная картина. Мы с ним её вместе делали. Теперь он будет снимать «Дюймовочку». Но, понимаете, этого мало.
Фильм для детей – это и новая музыка, новые песни. Вышла на экраны лента «Приключения Электроника» или «Гостья из будущего» - зазвучали и песни из этих фильмов…
Я надеюсь, что постепенно мы к этому вернемся. Но должны понимать все: и общество и богатые люди, олигархи, что детский кинематограф и новые песни детям нужны.

- Сейчас сложно выпустить компакт-диск не только с переизданиями старых песен, но и с новыми песнями?

- Нет, как раз издать компакт-диск не то, что несложно, а наоборот. Ко мне часто звонят представители фирм, и я подписываю с ними договоры на издание компакт-дисков, кассет, караоке. Это единственное, что сейчас поддерживает детскую музыку, пропагандирует её. Но всё в основном направлено на то, что уже когда-то было создано. А вот для того, чтобы новое появилось - обязательно нужен детский кинематограф.

- Детские песни – добрые простые, бесхитростные, но в тоже время, если, к примеру, вспомнить песню «Прекрасное далеко» из фильма «Гостья из будущего» - даже и философскими могут быть...

- Я должен вам сказать без ложной скромности, что мои лучшие детские песни немножко стоят особняком вообще от детской музыки. Есть у меня и чисто детские – например, «Песня Сыроежкина», «Дед мороз и лето» - детские в привычном понимании, а песни, которые я считаю главными в своем творчестве, вы правильно заметили, – философские. Те же «Крылатые качели» – философская, ностальгическая песня о детстве.
Да и если в целом определить мои песни по форме, по диапазону – они совсем не детские. «Лесной олень» - попробуй спой её! «Крылатые качели» - вообще, хоровое многоголосье! «Прекрасное далёко»… или вот недавно написал песню с Юрием Энтиным «Будь со мною». Очень красивая песня. Замечательные слова у Юрия Энтина, философские: «будь со мною – вера, надежда и любовь…» Одна из моих новых песен - «Господи, помилуй»…

- Насколько известно, кинорежиссер «Приключений Электроника» Константин Бромберг – первый, кто услышал песню «Крылатые качели», сразу не принял её, возразив: не может такой быть главная музыкальная тема фильма! А тем не менее…

- Такая история действительно была. Он не то, что не принял песню. Он не мог её не принять, потому, что песня уже записывалась и времени для того, чтобы новую писать, просто не хватило бы…

- Но он ожидал, видимо, другую по звучанию песню…

- Да, он ожидал услышать другое. И когда мы уже записали «Крылатые качели», он очень расстроился, сказав: думал, будет совсем другая песня, например, как из «Трёх мушкетеров» - «Пара, пара, порадуемся»… На что я ему ответил: тогда нужны другие слова. Честно говоря, момент был неприятный. Но, когда фильм вышел на экраны, и песни стали колоссально популярны, а особенно «Крылатые качели», он понял, что в тот момент был не прав.
Вы знаете, так нередко бывает. Потому что, создание фильма -творческий процесс. А творческие люди иной раз не сразу понимают друг друга. Это естественно и нормально.
Режиссера Константина Бромберга я люблю, мы с ним после «Электроника» еще и над «Чародеями» вместе работали. Он сейчас живет в Америке, но у нас есть и на дальнейшее совместные творческие планы.

- Когда пишите песню, как-то чувствуете, что попадете в десятку?

- Нет. Я в этом смысле, ничего не чувствую.

- Но ведь Вам приносят стихи. Прочитав их, Вы можете сказать, будет ли это хит или нет?

- Нет. Единственно, что знаю я точно: когда мне приносят стихи, и я вижу, что стихи замечательные, то знаю - что-нибудь хорошее непременно на них напишу. Вот это как раз я и чувствую. И наоборот, если стихи слабые, попроще, тривиальные, то заранее знаю, что ничего я не напишу.
Юрий Энтин показал мне «Будь со мною», я ему сразу сказал: «Юра, ты написал гениальные слова!» Прочитав их, я знал, что из этого получится, и - получилась очень сильная песня! Тоже можно сказать и о песне «Прекрасное далеко». Еще только прочитав стихи, я уже знал, насколько это будет сильная песня.
А вот с «Крылатыми качелями» совсем иная история. Мне даже в голову не пришло, что она может стать так популярна. «Качели» как «Качели» - просто писал очередную песню из фильма… Для композитора вначале стоит служебная задача: для данного артиста, для данного персонажа в данном месте сценария должна быть песня. И если песня получилась и, как говорится, «сработала», то композитор и поэт свою задачу выполнили. А уже сверхзадача состоит в том, чтобы песня зазвучала вне фильма – зажила самостоятельной жизнью. Это как получится, этого не предугадать. А происходит, видимо оттого, что в контексте сценария мы с поэтом создали нечто большее, перекликающееся с реальной жизнью. Тогда песня и находит отклик в сердцах многих.

- И еще об одной песне хотелось бы спросить. В кинофильме «Чародеи» «Три белых коня» поет Лариса Долина. Но поет как бы детским голосом – не своим тембром…

- Всё очень просто. Дело в том, что эту песню сначала записала девочка. Она сейчас, естественно, уже взрослая. Очень хороший музыкант – альтистка, но у неё в то время был немножко колкий голос. Она до «Чародеев» довольно много записывалась в детском кино, пела и мои песни - «Сладкую песенку», например. И «Три белых коня» записала. Неплохо, но как-то не так. А потом на запись пришла Лариса Долина и стала писать свои - взрослые песни из «Чародеев». Я сказал: попробуйте «Три белых коня». И она детским голосом – фальцетком – спела. Как раз её запись и получилась точнее – так, как нам было нужно. Нельзя сказать, лучше или хуже она спела – просто точнее, мягче, вокальнее. Она ведь высокий профессионал. Запись Ларисы Долиной и осталось в фильме.

- У Вас очень много было встреч с детьми – со слушателями Ваших песен, юными кинозрителями. Какие вопросы задают Вам дети чаще всего? Что их интересует в Вашем творчестве, в мультфильмах, в фильмах, которые они смотрели?

- Сейчас я не стану перечислять бесконечные вопросы «Где родился?», «Когда женился?», «Сколько детей и сколько Вам лет?», «Когда Вы написали свою первую песню?» и так далее, неизменно задаваемые на встречах с детьми. Я с удовольствием вспоминаю интересные и смешные истории…
Один мальчик, посмотрев фильм «Гостья из будущего», написал мне такое письмо: «Евгений Павлович, Вы мой самый любимый композитор. Ваша музыка не похожа ни на какую другую! Она настолько изумительна, настолько прекрасна, настолько замечательна! У меня к Вам одна просьба: пришлите мне, пожалуйста, адрес Наташи Гусевой (юной актрисы, игравшей главную роль в фильме)». Я ему ответил: «Дорогой друг, спасибо за теплые слова, но адрес Наташи Гусевой не знаю. Даже, если бы я знал, всё равно не имел бы права тебе дать его».
Потом этот же парнишка прислал мне письмо уже из армии. А потом он пошел учиться на факультет журналистики МГУ и как-то позвонил мне и пригласил на встречу с однокурсниками. И студенты у меня брали интервью. Вот такая история, особо памятная.

- После телепремьеры фильма «Гостья из будущего», по-моему, тысячи писем приходили…

- Да, это был второй детский хит после «Приключений электроника»! Но письма в основном были адресованы Наташе Гусевой. Эта девочка буквально пронзила все юношеские сердца!
Замечательный режиссер, ныне покойный, Павел Арсенов снял этот фильм…

- А Ваши дети, внучка, какие фильмы смотрят, какую музыку слушают?

- Мои дети и внучка… Внучка – молодая и, естественно, любит всё современное, «всякие ансамбли» и моя дочь любит разные современные коллективы и певцов – Сосо Павлиашвили, Валерия Леонтьева, да я и сам не чураюсь такой легкой эстрады и нашей, и западной. Есть много артистов на нашей эстраде, которые мне и моим родным очень нравятся. Они благородны, красивы, они несут хороший посыл в зал. А есть те, которые мне категорически не нравится. Но у этих артистов тоже своя аудитория…
Весь вопрос: что это за эстрада и какое количество в процентном отношении другой музыки к эстраде звучит общедоступно?
Мои дети и внучка воспитаны на классической музыке. Классику очень хорошо знают - большую настоящую классическую музыку. Поэтому у них все в нормальном балансе, гармонично: для отдыха, для души, для своего возраста. А классика – для постоянного внутреннего совершенствования души, для потребности своей души.

- Тогда еще один вопрос: насколько необходимо ребенка обучать музыке, хотя бы основам музыкальным? Для общей интеллигентности, воспитанности человека насколько это важно?

- Я считаю, крайне необходимо! Классическая музыка – есть панацея, ограждение личности от разрушения… Нельзя рассматривать это примитивно: дескать, если слушает Моцарта, значит не будет принимать наркотики. Безусловно, нет. Но, все-таки, классика воспитывает душу в устремлении к благородству, к красоте, к божественности. А если человек никогда не слышал классической музыки и знает только одну «попсу», да еще «попсу уголовную» - «музыку зоны», он лишен внутренней защиты от пошлости, от всего дурного.
Поэтому, считаю, чем больше детей будут заниматься музыкой, вернее, соприкоснутся с миром музыки в профессиональном смысле, тем чище мы станем в будущем. Не обязательно, что все дети потом будут музыкантами – просто классика войдет в их жизнь.

А пожелать хочу, чтобы взрослые больше внимания уделяли детям. Самое главное, что нужно детям - наша любовь и наше внимание к ним. А некоторые из нас, в том числе и я, может быть, в свое время, за нехваткой времени или лени, откупаемся от своих детей какими-то подарками. Все это замечательно, но самый лучший подарок для ребенка - наше душевное к нему отношение. Не жалейте для детей ничего, это всё вернется сторицей.
Взрослым и детям желаю счастья, процветания и всего самого-самого замечательного!

Виталий Гапоненко, 21 декабря 2002 г.

© Виталий Гапоненко, Интервью,
РЕТРОпортал, 21 декабря 2002 г.

 
 
 


Ждем ваших писем

Использованы материалы:
© Сайт Крылатов.ru Биография Евгения Крылатова
© Газета "Аргументы и факты", № 16, от 17.04.2002
Статья: На качелях судьбы, Владимир Кожемякин,
Фотографии: Эдуарда Кудрявицкого
© Виталий Гапоненко, Интервью, РЕТРОпортал, 21.12.2002г.
МиелофонстрелкаСнимается кино стрелкаМУЗЫКА ИЗ ФИЛЬМА
Сайт открыт 1 июля 1999 года.

© Материалы - Наталья Мурашкевич

Сценарий фильма. Краткое содержание фильма. В фильме снимались... На съемочной площадке Музыка из фильма Статьи, заметки, интервью. Глюки и ляпы. 15 лет спустя