ФИЛЬМ "ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО"
заставказаставка
 
 
СЦЕНАРИЙ. ЛИТЕРАТУРНАЯ ВЕРСИЯ.
СЦЕНАРИЙ. ТРЕТЬЯ СЕРИЯ.
Кир БУЛЫЧЕВ, Павел АРСЕНОВ
“ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО”
III серия
“НОВЕНЬКАЯ”
В обратном порядке происходит манипуляция с вазой: вопросительные и восклицательные знаки ссыпаются в вазу, обе ее половинки соединяются, ваза водворяется на место. Слышен шум дождя.

В кадре - зонт. По нему - дождь. Камера - вниз - и снова инструменты: контрабас, фортепьяно, руки фокусника, манипулирующие булавами, ударные, контрабас... и т. д.

Раннее утро. Чуть моросит дождь. Зябко. На земле мокрые листья.

Спящее здание больницы. Только одно или два окошка светятся в верхних этажах.

Вдруг окно на первом этаже начинает раскрываться.


Одна за другой из него осторожно вылезают Алиса и Юлька. Все тихо. Они несутся к кустам, прячутся там, смотрят на больницу.

Никто не заметил их бегства. Холодно. Они в тапочках и пижамах. Чуть поеживаются.

- Надо дворами, - говорит Юлька. - А то кто увидит - тут же вернут.
- Почему?
- А как мы одеты?
- Разве каждый одевается не как хочет?
- Как принято. Погоди, может, они нас здесь подстерегают.
- А чего им не спать? - отвечает Алиса.
- После такой взбучки? Они с утра нами займутся. Вот увидишь.
- Надеюсь, не увижу.

Девочки выбираются из кустов и бегут к выходу из сада, который тянется за больницей. Останавливаются перед пустой улицей.

- Извини, что я тебя втравила в такую историю, - говорит Алиса.
- Ты не виновата. Я сама тебя к себе пригласила. А куда тебе еще деваться?
- Спасибо, - говорит Алиса.

Они выходят на улицу. И не замечают, как из-за поворота показывается патрульный "Жигуленок".

- Девочки в пижамах, остановитесь, - слышен радиоголос.

Девочки оглядываются и бегут в ближайший двор. Вслед несется голос:
- Девочки в пижамах, вы простудитесь.

Алиса с Юлькой вылетают в сквер и останавливаются, радуясь освобождению от опасности. И тут же опять слышен голос:

- Грибкова, ты что тут делаешь? Ты же в больнице.

Фима Королев гуляет со своей собакой. Он в плаще, ежится от холода.

- И в таком виде!
- А, Королев, - говорит Юлька вежливым голосом, - меня, понимаешь, выписали.
- Чего? В одной пижаме? На рассвете?
- Что делать, больницу закрывают на ремонт, - говорит Юлька. - Кстати, познакомься, моя новая подруга, Алиса. Мы с ней в одной палате лежали. Она в Москве проездом.
- Алиса, - Алиса протягивает руку.
- Как?
- А что? Мы разве раньше встречались?
- Нет, не видал. Просто редкое имя. Алиса в Стране чудес.
- Имя как имя, - говорит Юлька, - ты что, хочешь, чтобы мы совсем замерзли?
- Я бы дал вам плащ, - говорит Фима, - только моя мать сразу спросит: ты куда плащ дел?
- А ты скажешь, что отдал больной подруге.
- А вдруг она неправильно поймет? Знаете что, берите плащ, а потом ты мне его отдашь у подъезда.

Видно, как по улице бегут, накрывшись одним плащом, Юлька с Алисой. За ними Фима с собакой. В подъезде они возвращают Фиме плащ.

- А ты откуда приехала, Алиса? - спрашивает Фима, который что-то подозревает.
- Издалека, - говорит Алиса.
- Она попала в катастрофу и потеряла память, - серьезно говорит Юлька.
- В катастрофу? И ничего не помнишь?

Алиса сжигает Юльку уничтожающим взглядом.

- Вспомню, - говорит она.
- Ну и медицина, - Фима надевает плащ, - человек ничего не помнит, а его из больницы выписывают. А ты где жить будешь?
- У меня, - говорит Юлька. - Фимочка, беги домой, а то мама неправильно поймет.

Они поднимаются наверх.

- Первый удар я беру на себя, - говорит Юлька. - Ты стоишь и молчишь. Наше счастье, что мать с отцом в отпуске, только бабушка дома, и она в некоторых отношениях более прогрессивная.

И Юлька звонит в дверь. Юлькина бабушка Мария Михайловна открывает дверь. Она уже в полной форме, одета, причесана - из тех нестарых еще, деловитых бабушек, которые тянут на себе весь дом.

- Здравствуй, бабушка, не волнуйся, - быстро говорит Юлька. - Все в порядке, меня выписали.

Бабушка смотрит на девочек в пижамах и говорит задумчиво:

- Больница сгорела?
- Ну почему? Мы просто так спешили домой, что не стали дожидаться, пока нам выдадут одежду. Мы потом сходим. Ты Алису знаешь, Алиса со мной в одной палате была, ты же нас навещала.
- Здравствуй, Алиса, - говорит все еще потрясенная бабушка и отступает, пропуская девочек к квартиру. - Ты еще не вспомнила?
- Извините, нет, - говорит Алиса.
- Тогда в ванную и переодеваться, еще не хватает воспаления легких.
- Подожди, бабушка, мы сначала должны тебе раскрыть тайну. Алиса подвергается страшной опасности.
- Разумеется, - говорит бабушка, - умереть от насморка. А ну мыться!

Девочки покорно уходят в ванную, но тут же дверь открывается и оттуда высовывается Юлькина голова:

- Тогда, бабушка, ты выполни мою личную просьбу. Это важно. Пока мы моемся, позвони в больницу. И скажи им, что ты с утра нас взяла сама. Что все в порядке и так далее. В общем, что мы не погибли и нас не украли.
- А что, они могут так подумать?
- Если бы ты знала, сколько было происшествий!

Бабушка задумчиво входит в комнату, лезет в шкаф, берет оттуда белье и платья для девочек, несет к ванной, у телефона останавливается, поднимает трубку и набирает номер.

- Это больница? - спрашивает она...



Весельчак У спит на полу покинутого дома. Крыс улегся головой ему на живот.
На лбу у Весельчака большой синяк, кровоподтек под глазом у Крыса.

Весельчак поворачивается, и голова Крыса стукается о пол. Тот вскакивает.
Хватается за пояс, выхватывает бластер.

В окно долетает голос диктора, который ведет урок утренней гимнастики. Крыс потирает синяк, ругается на непонятном языке. Оглядывается, подбирает с пола осколок зеркала, смотрится в него. Толкает ногой Весельчака. Тот с трудом просыпается. Крыс сует к его глазам зеркальце. Весельчак поражен собственным видом.



Фима, озираясь по сторонам, идет с портфелем в руке по улице. Подходит к телефонной будке, оглядывается, прежде чем войти, входит. Набирает номер.

Звонит телефон.


Коля тянет руку к телефону, но отдергивает.

- Возьми, - говорит он матери тихо.
- С каких это пор...
- Мама, я тебя умоляю!
- Я вас слушаю, - говорит мать.

- Дайте мне Колю, пожалуйста.

- Возьми, поговори с другом.
- А ты уверена, что это Фима? - спрашивает Коля.
- Николай, немедленно перестань кривляться!
- Мама, я тебя очень прошу, спроси этого Фиму - как прозвище нашего физкультурника?
- Сам спрашивай, - говорит мать и передает трубку Коле. - Еще не хватало, чтобы ты втягивал меня в свои пиратские игры. Джеймс Бонд, видите ли, нашелся!

Коля держит в руке трубку. Мать выходит из комнаты. Коля меняет голос и спрашивает басом:

- Как прозвище нашего физкультурника?
- Илья Муромец, - ответил Фима.
- Это ты, Королев? - спрашивает Коля.
- Честное пионерское! Есть новости!.. Касается "М".
- Какого еще "М"?
- Похищенного прибора.
- Потише ты! Придешь?
- Постучу условно.



Мы видим, как на лестнице Фима оборачивается, подходит к перилам лестницы, убеждается, что никого рядом нет, и звонит условно.

Коля вскакивает с дивана.

Звонок условный. Пять разной продолжительности звонков.

Коля подбегает к двери. Изнутри, из квартиры, тоже раздается условный стук.

Фима снова звонит.

- Это я, - говорит Фима в приоткрывшуюся щель.

Коля впускает его в квартиру.

Коля с Фимой в Колиной комнате.

- Ты почему уверен, что это та самая Алиса?
- Не нужно быть Шерлок Холмсом.
- Яснее.
- Она внедрилась к Юльке Грибковой, пользуясь ее наивностью. Я сразу ее усек. Откуда приехала, с какой целью? Ты бы видел - ну прямо завертелась, как черт на сковородке. Ты бы видел!

Ребята уже идут по улице.

- Надо срочно отдать ей миелофон.
- Не спеши, - разглагольствует Фима. - Будем рассуждать, как старик Холмс.
Вариант первый: она имеет задание - добыть миелофон и ликвидировать одного человека, который слишком много знает.
- Ну почему ликвидировать? Я же у них был - самые обыкновенные люди, очень приличные.
- Мы не о них говорим, - обрывает его Фима. - Может, против тебя лично они ничего не имеют. Но их долг - уничтожить свидетеля. Если каждый, пойми ты наконец, если каждый будет шастать туда-сюда из прошлого и обратно, никаких тайн не останется. Встань на их точку зрения...

Фима разгорячился, он размахивает руками, на него оглядываются.

- Чего только такие бродяги не узнают - и когда кто умер, и когда землетрясение... Знаешь, чем это кончится? Это кончится тем, что будущее изменится.
- Как так?
- А вот побежишь ты в библиотеку и узнаешь, что через три года к Крыму наводнение.
- В Крыму?
- Условно, пускай в Сахаре, ты что должен тогда сделать как пионер и патриот?
- Спасти людей, - твердо отвечает Коля.
- Ага, молодец, это и опасно. Тебя, допустим, не приняли за психа, а послушались. Землетрясение произошло, никто не пострадал.
- И отлично.
- Для тебя отлично, а для истории трагично. Допустим, один человек спасает людей, раскапывает развалины. В них находит одну красивую раненую девушку, он в нее влюбился, и они поженились. У них родился гениальный сын, который изобрел двигатель для галактической экспедиции. А не было бы землетрясения, они бы не встретились и гений бы не родился. Надо фантастику читать!
- Но я же не ходил в библиотеку, ничего не узнал.
- А где гарантия? Главное, и я, клянусь, на их месте это сделал бы, - убрать тебя, пока ты не проболтался.
- Убить?
- Да, грустно... Впрочем, есть вариант. Я могу им его предложить.
- Какой?
- Перевезти тебя в будущее и держать там.
- А как же мои? Мать не переживет.
- О матери забудь.
- Дурак ты, Фимка.
- А ты - несчастная жертва легкомыслия.

Они подходят к школе.

- И что же предлагаешь?
- Она тебя видела?
- Только издали.
- Может, не узнает. Перекрасим тебе волосы, наденем черные очки...
- Да погоди ты! Что в классе скажут...
- Стой! Ты говорил, что пираты могут превращаться в какого хотят человека?
- Да.
- Если она не послана, чтобы тебя найти и ликвидировать, значит, это пиратка.
То есть пират. Ты погоди, она еще проберется в школу.
- Что же делать?
- Исчезнуть. У тебя есть родственники в Конотопе?
- Почему в Конотопе?
- Неважно. Берем билет в Конотоп, и ты сегодня ночью уезжаешь. Там переждешь опасность.
- Нельзя, - говорит Коля.
- Почему? Это так просто. Это, можно сказать, гениально.
- Ты забыл.
- Что?
- Завтра контрольная по математике. А ты знаешь, какое у меня положение.
- Ясно. Конотоп придется отменить.



С мокрыми волосами, в халатиках девочки сидят на краю ванны и тихо разговаривают.

- Значит, три Коли, - говорит Юлька. - Три. Первый - Коля Сулима. Он лучше других. Математикой увлекается, шахматист. В планетарий ходит.
- Как раз такой побежал бы в будуще[м] на космодром.
- Похоже. Только он физически не очень развитый.
- Но бегать умеет?
- Конечно, умеет. Нет, за него я не поручусь. Мог бы забраться и в будущее.
- Второй Коля?
- Садовский. Легкомысленный, учится ниже среднего. Выдумщик. Вполне подходит.
- Третий?
- Третий Коля Герасимов. Он спортсмен, закаляется, зимой в спальном мешке на балконе спал, потом три недели с бронхитом
лежал. С Катей Михайловой дружит на почве волейбола. Знаешь, я боюсь, что каждый из них мог бы в будущее сгонять.

Раздается стук в дверь ванной.

- Девушки! - спрашивает бабушка. - Вы не утонули?
- Идем! - кричит Юлька.



Очень толстая женщина с сумкой, из которой торчит батон колбасы и буханка хлеба, чуть пошатываясь, возвышается над медсестрой, которая сидит в окошке справочного бюро больницы.

- Слушай, моя миленькая, - подмигивает она сестре. - Тут моя племяшка у вас лежит. Я ей гостинца принесла, а не знаю, в какую палату идти.

Голос, без сомнения, принадлежит Весельчаку У.

- Как фамилия вашей племянницы?

Толстуха сует в окошко колбасу и хлеб.

- Видишь, в магазине купила. Дай, думаю, порадую девочку, она у нас иногородняя, без фамилии.
- Как без фамилии? - удивлена сестра.
- Алиской кличут, а фамилия, какая придется. Какие у нас в глухомани фамилии?
- Этого быть не может, - говорит сестра.
- Все может, все может, склероз у меня, старая стала. Что Алиска, помню, а как фамилия наша - забыла.
- А вы загляните к себе в паспорт.
- Я и паспорт забыла. Ну сделай милость, помоги инвалиду. Видишь, без ноги я.

И тут же обнаруживается, что женщина стоит, опираясь на костыль.

- Чем хоть она болеет?
- Стукнутая она, в аварию попала, вот и стукнутая.
- Травматология, - говорит сестра и начинает искать по списку. Тут она видит, что к ней за загородку проходит Мария Павловна.

- Оленька, - говорит она сестре, - пометь у себя, что Грибкова и Алиса из восьмой палаты выписаны.
- Вот хорошо, что ты пришла, а тут как раз ее тетя интересуется.
- Гражданка, нашлась ваша Алиса, выписана она.

Но гражданки нет, только толстый мужчина спешит прочь.

Мы, конечно, догадываемся, что это Весельчак У.

- Только что здесь была, - говорит медсестра.
- Вот что, Оленька, - говорит Мария Павловна, глядя вслед толстяку. - У меня к тебе личная просьба. Если кто-нибудь будет спрашивать, где Алиса, как ее найти - направляй прямо ко мне или к Алику Борисовичу. Странные у этой девочки родственники... Даже если это будет Александр Борисович.
- Не понимаю, как можно Александра Борисовича направить к Александру Борисовичу?
- Ах, если бы я что-нибудь понимала! - И уходит.

И почти тут же мы видим, как по коридору к сестре, которая начинает читать, подходит Мария Павловна.

- Оленька, - говорит она, - дай-ка мне адрес Алисы. Она свои тапочки забыла, надо будет передать.
- Так адреса Алисы мы не знаем, - говорит Оленька. - Мы же с Юлиной бабушкой договорились: если что - передать ей. -
Совсем забыла. Тогда давай я адрес Грибковой Юлии запишу.

Оленька выписывает адрес и вручает его Марин Павловне. Получив адрес, Мария Павловна с достоинством покидает регистратуру. И вдруг припустилась по коридору к выходу.

- Что с вами? - кричит Оленька. - Стойте, Мария Павловна!
- Что случилось? - Мария Павловна подбегает с другой стороны. - Что еще?
- Как? - глядя на Марию Павловну, с удивлением спрашивает Оленька. - Вы здесь? Вы же побежали!
- Куда?
- Да вон, вы же бежите! - чуть не плача говорит Оленька.

В конце коридора убегает Мария Павловна. С бумагой в руке. Она оборачивается.
На ней уже черная шляпа и темные очки.
И исчезает. Это был пират.

- Я же тебе сказала! Чтобы никому!
- Но ведь вы же сами попросили адрес, сами взяли, сами хотели отнести тапочки Юле Грибковой.
- Я сойду с ума! - говорит тихо Мария Павловна. - Какие тапочки?!



Алиса и Юлька, уже одетые и причесанные, сидят на диване. Бабушка снимает с них допрос.

- Учтите, - говорит она, - в эту дикую историю с путешествиями во времени и космическими разбойниками я не верю. И никогда не поверю. Я прожила долгую жизнь и глубоко убеждена, что чудес на свете не бывает.
- Мы же не говорим, что чудеса бывают! - возражает Юлька. - Алиса самая обыкновенная девочка из будущего.
- Нет, если я сейчас поверю в это, то завтра должна буду поверить в летающие тарелочки, телепатию и черную магию.
- Я сама не верю в черную магию, - говорит Алиса. - Но что делать, если я в самом деле прилетела из будущего.
- А вот что делать - это другой вопрос. Я вам сейчас расскажу, что я буду делать и во что я буду верить. Значит, у моей
внучки Юли есть подруга, она из другого города. Она взяла у отца ценный, можно сказать, уникальный прибор. Этот прибор
утащили два бездельника и бандита. Потом этот прибор попал в руки одному мальчику, который, вернее всего, учится в одном
классе с Юлей и, вернее всего, хотел бы вернуть прибор, да не знает, кому. Или боится. Чем скорее Алиса найдет папин
прибор, тем лучше. Такие дела.
- Но ведь все так именно и случилось! - говорит Юлька.
- Да. Но без чудес, путешествий во времени и летающих тарелочек.
- Ну как, чудесная у меня бабушка? - спрашивает Юлька.
- Чудесная, - говорит Алиса. - А что делать... что делать?
- Ясно что - звонить по телефону моему другу Синехвостикову.
- А кто такой Синехвостиков?
- Коля Синехвостиков - замминистра просвещения. В виде исключения, ради нашей старой дружбы и из сострадания к девочке, которая забыла, где живет, но не должна из-за этого лишаться образования, он может похлопотать, чтобы девочку Алису... Как твоя настоящая фамилия?
- Селезнева.
- Алису Селезневу временно зачислить в шестой "Б" двадцать шестой московской школы, так как в этом же классе учится моя внучка Юля.
- Ой, бабушка, ты гений!
- Нет, у меня есть жизненный опыт.
И они смотрят, как бабушка идет к телефону. Она набирает номер...



Пираты входят в магазин. Первым Весельчак, в новом костюме, с гвоздикой в петлице. Он оглядывается. Никого.

- Руки! - раздается сзади голос.

Весельчак испуганно вскидывает руки. Оборачивается.

Уперев конец зонтика ему в спину, стоит Крыс. Крыс оделся еще роскошнее, чем Весельчак. На нем длинный плащ, широкополая шляпа и темные очки. Крыс тихо смеется.

- Ну, ты замаскировался! - говорит Весельчак. - И шутки у тебя дурацкие.

Крыс показывает зонтиком на руку Весельчака, в которой зажаты часы.

- Спёр? - спрашивает он. - Да опусти ты руки! Я пошутил!
- Я тоже шучу, - говорит Весельчак У. Он опускает руки и пытается сунуть часы в карман.
- Мелкая кража? - говорит Крыс угрожающе. - Жульё! Позорить пиратов вздумал? А ну, сейчас отдай обратно! А то обыщу и убью!
- Я ж пошутил!

Весельчак У подходит к прилавку с часами.

- Девушка, - говорит он неуверенно. Вздрагивает. Снова Крыс уткнул ему в спину конец зонта. Весельчак У лезет в карман, достает оттуда пригоршни часов.
- Вам просили передать, - говорит он невинно. Часы рассыпаются по прилавку.



В классе суматоха. Обыкновенная перед началом дня.

Прекрасная Альбина - будущая кинозвезда - присела за парту к Миле Руткевич, отличнице номер один.

- Ну дай, - канючит она, прекрасные глаза полны слез. - Она меня сегодня обязательно вызовет, а мне двойка в четверти грозит.

Подходит Фима:
- Как староста, ты должна болеть за успеваемость, - говорит он. - Помоги товарищу, - он показывает на Альбину.
- Ты что, тоже не решил? - спрашивает Мила, но тетрадь с домашним заданием не дает.
- Собака болеет, - говорит Фима, - три раза за ночь неотложку вызывали.
- А разве бывают собачьи неотложки? - раскрывает глаза Альбина.

Маленький, шустрый Боря Мессерер выбивает ритм на крышке стола.

- Это "Роллинг Стоунз"? - говорит с презрением Коля Садовский, ленивый здоровяк. - Это устарело на двадцать лет. Погоди!

Он сам показывает, как надо стучать.

Звонок. Все кидаются на свои места.

Мы видим Колю Герасимова. Он сидит за партой, задумчиво рисует на обложке тетради космический корабль будущего. Коля Сулима видит и спрашивает:

- Летающая тарелочка? Они другие. Я читал.
- Что ты понимаешь! - с горечью говорит Коля Герасимов.

Дверь в класс раскрывается. Все встают. В класс входит Алла Сергеевна. Пропускает вперед Юльку и Алису.

- Юлька вернулась! - кричит Фима.
- Ах, Юленька, я так без тебя соскучилась! - воркует Альбина.

Общий шум. Но все поглядывают на Алису. И видно, как испугался Фима. Насторожился Коля. Заметила взгляд Коли Мила Руткевич.

- Тише, - говорит Алла Сергеевна. - Я хотела познакомить вас с Алисой Селезневой. По семейным обстоятельствам она будет некоторое время заниматься в вашем классе. Алиса не москвичка. Юля, твое место тебя ждет, - Алла Сергеевна показывает на свободное место рядом с Мессерером.
- А ты, Алиса, садись рядом.

Девочки проходят на свои места. В школьном платье Алиса ничем не отличается от остальных девочек.

Никогда не подумаешь, что она из будущего.

- Привет, - оборачивается к Алисе Фима. - Не простудилась в пижаме?
- В пижаме? - удивилась Лена Домбазова.
- Королев! Урок начался! - говорит Алла Сергеевна.
- Вы совершенно правы, Алла Сергеевна.
- Тогда попрошу тебя к доске. Ты нам расскажешь о Лондоне.
- Да, - Фима обреченно выползает к доске.
- Лондон... - говорит он [по-английски], - Лондон - это большой город. - Он с тоской смотрит на карту Лондона, висящую
рядом с доской.
- Лондон стоит на реке... У меня (это уже по-русски) собака занемогла. Боюсь, что чума. Три раза за ночь неотложку
вызывали.
- По-английски попрошу, - говорит Алла Сергеевна.

Фима смотрит в окно. Фиме скучно.

- Ну, кто хочет помочь Королеву?

Мила Руткевнч сразу тянет руку.

- Может, ты, Садовский?

Рыжий, полный Садовский поднимается с места.

- Вы меня в прошлый раз вызывали, - говорит он.
- Ну и что?
- Честно?
- Честно.
- Я методом исключения вычислил, что сегодня мне ничего не грозит. Один снаряд два раза в одну воронку не попадает.
- Попадает, Садовский, считай, что ты убит. Кто еще?

Юлька оборачивается к Алисе:

- Не этот? - спрашивает она шепотом.
- Вряд ли. Тот вроде был тоньше.
- Селезнева. А что если ты попробуешь? В порядке эксперимента. Ты не бойся. Я понимаю, что ты не готовилась...
- Я не боюсь, - говорит Алиса. Она переходит на свободный английский язык.
- Только я не была в Лондоне и вряд ли смогу
многое вам рассказать.
- Ты знаешь, что такое Тауэр? - спрашивает Алла Сергеевна.
- Тауэр это замок, в котором жили английские короли, это одно из древнейших зданий в Лондоне. Он стоит над Темзой...

Алисин английский язык настолько хорош, что класс буквально замирает. Если бы не уважение к Алле Сергеевне, то можно предположить, что Алиса говорит даже лучше учительницы.

- Ты учила язык в школе? - спрашивает Алла Сергеевна.
- В школе тоже. Но у меня и родители знают английский, поэтому я с детства слышала.
- Ты знаешь еще какие-нибудь языки?

Ребята не все понимают. Мила Руткевич нахмурилась. Она привыкла быть первой.

На глазах происходит крушение.

- Французский, - говорит Алиса. - А вот испанский хуже. Я его выучила, когда была в Малаге, а потом забыла. Я еще знаю финский...
- Очень хорошо, - спохватывается Алла Сергеевна, которой надо держать класс в руках, а в классе сенсация.
- Садись, Алиса. Отлично. Ну что ж. Мила Руткевич, ты хотела выступить.

Руткевич выходит нехотя, лишь чувство долга заставляет ее открыть рот и начать излагать материал точно в пределах школьной программы.

Фима поворачивается к Герасимову, передает ему записку:

"ОНА ТЕБЯ УЗНАЛА?"

Коля отрицательно качает головой.
К нему летит следующая записка.

"БУДЕМ НАДЕЯТЬСЯ, ЧТО ОНИ НЕ ЗНАЮТ ТЕБЯ В ЛИЦО"



В скверике пираты устроили наблюдательный пост.
Сидят с биноклями и смотрят в разные стороны.

- У тебя есть новости? - спрашивает Весельчак У.
- Наблюдаем, - отвечает Крыс.



На перемене к Алисе подходит прекрасная Альбина.

- Алиса, - говорит она, - если хочешь, мы будем с тобой дружить. Садись ко мне.
- Погоди со своими забавами, - перебивает Альбину Боря Мессерер. - Я давно хотел познакомиться с японским, ты мне
поможешь?
- Алиса! - ее увидела Юлька.
- Прости, - говорит Алиса Мессереру.
- Не вижу в ней ничего особенного, - говорит Мила Руткевич Коле Сулиме. Но тот смотрит на Алису, как будто не слышит
Милу.
- Я тобой возмущена, - тихо говорит Юлька Алисе. - Ты зачем со своими языками вылезла? Теперь вся школа будет говорить. Если пиратам захочется тебя отыскать, они сразу догадаются.
- Знаешь, Юлька, я так думаю, что если можно не врать, то лучше не врать.
- При чем тут это?
- Ну зачем я буду притворяться? Я и так уж норму по вранью за три года вперед выполнила. Важно скорее догадаться, кто из Коль был у нас.
- Садовского ты уже видела. А вон Сулима стоит. Коля, Сулима!

Тот подходит.

- Алиса сказала мне, что ей кажется, что она тебя где-то видела.
- Нет, - говорит Сулима. - Я Алису раньше не видел. Я бы запомнил.
- Юлька пошутила, - говорит Алиса.
- Слушай, а я тебя хотел спросить, - говорит Сулима. - Ты в волейбол играешь? У нас сегодня встреча с седьмым классом, а девочек в команде не хватает.
- Я давно не играла, - говорит Алиса.
- На всякий случай после урока не уходи.

Когда Коля отошёл, Юлька сказала:

- Ты права. Мы к нему получше присмотримся. И к Герасимову тоже. Он будет играть.



В волейбол играли в спортивном зале. Когда класс ввалился в зал, там кончилась встреча между другими классами.

- Не шуметь! - приказывает физкультурник Эдуард. - Раздевайтесь!
- У нас новенькая, - говорит Альбина.
- Рост хороший. - Физкультурник делит внимание между площадкой, за которой все время наблюдает, и вновь пришедшими.
- Во что играешь?
- Я пузыристка.
- Без шуток. Стометровку за сколько?
- Десять и две, - говорит Алиса.
- Без шуток. Научим, будешь за четырнадцать бегать.
- Сначала выходят женщины, - говорит Сулима. - Михайлова на подаче. Альбина, мяча не бояться, понятно?
Фима подходит к Алисе.
- Вы сказали "пузыристка", мадам? - спрашивает он.

Коля Герасимов сидит в стороне, переобувается. Все слышит.

- Она сказала: парашютистка, - говорит Юлька.
- У меня подозрение, что ты с Луны, - говорит Фима. - Только забыла, да?
- Трудно нам придется, - говорит Коля Сулима, глядя, как раздеваются в той стороне зала семиклассники. - Вон какой.

Там и в самом деле очень длинный парень.

- Человек будущего, - говорит Фима. - Интересно, в будущем все такие?
- Я не знаю, - говорит Алиса, - спроси Колю.

Фима оборачивается, нечаянно, словно хочет спросить, но, спохватившись, невинно спрашивает:

- Какого Колю?

Свисток. Встреча закончена. На площадку выходят девочки из шестого "Б". Болельщики поднимают шум.

Катя Михайлова подает, на той стороне мяч принимают сразу, посылают обратно.

Как назло, на Альбину. Альбина принимает мяч на грудь, и все кончается грустно.

Альбина сидит на полу, а мяч укатился за площадку.

Алиса смотрит на Колю Садовского. Он замечает взгляд.

- Ты чего? - спрашивает он.
- Ты давно в зоопарке был?
- Странный вопрос. Я туда каждое воскресенье хожу, подкармливаю льва.

Шум болельщиков.

Опять Альбина проштрафилась.

- Сама не играешь и другим мешаешь! - рассердилась Мила Руткевич.
- Я хотела как лучше.
- Лучше было бы, если Домбазова взяла. А ты ей мешаешь.
- Шестой "Б", без пререканий! - говорит Эдик. Но тут же следующий мяч, посланный на Альбину, пролетает мимо нее.
Альбина обиженно стоит посреди площадки, не двигаясь.
- Я ее убью! - говорит Руткевич.
- Я вам мешаю? Я уйду! - говорит Альбина.
- Впятером играть нельзя, - говорит Эдуард, видя, что Альбина гордо уходит с площадки.
- Ну что, за явным преимуществом, да? - кричит капитанша семиклассниц.
- Как жаль, что я не могу, - говорит Юлька. - Врач не велел.

Коля Сулима говорит:
- У нас есть запасная.
- Но я давно не играла, - говорит Алиса. - У меня и кроссовок нет.
- Возьми мои, - говорит Альбина, - мне не жалко.

Когда Алиса выходит из раздевалки, все видят, какая она загорелая и длинноногая.

- А мы ее не знаем! - раздается голос из толпы семиклассниц.
- Можете проверить! - отвечает Сулима.
- Фамилия? - спрашивает Эдик.
- Селезнева.
- Ой, я волнуюсь, - говорит Алиса. - Вот не ожидала, что буду играть в волейбол в двадцатом веке.
- Молчи! - шепчет Юлька. - Ты себя выдашь.
- Ты только не бойся, - говорит Сулима. - Принимай пальцами.

Шестиклассники аплодируют Алисе.

- Второй сет! - кричит Эдуард. - Подача седьмого "А".

Девочка с той стороны подает мяч, и такой сильный, что Катя Михайлова его не может принять.

Аплодисменты.

Следующую подачу Катя приняла, и мяч свечкой поднялся над площадкой. Лена Домбазова хочет принять его, но вдруг Алиса кричит ей:
- Отдай мне!

Лена осторожно подставила руки, и мяч снова поднялся вверх. Алиса подпрыгнула так высоко, словно у нее в тапочках были пружины. Рука ее поднялась, чуть коснулась мяча. Мяч под острым углом врезался в площадку и рикошетом отлетел к дальней стенке. Это было так неожиданно, что никто не успел ничего сообразить.

- Молодец! - закричала Альбина. И добавила: - Она моя подруга!

Теперь подавала Мила Руткевич. Подавала она так себе, но мяч все же вяло перелетел через сетку. Семиклассница сразу отбила его. Но Алиса даже не дала мячу толком перелететь через сетку и, подпрыгнув у сетки, гасит мяч на стороне семиклассниц.

- Нечестно! - кричит кто-то из болельщиков седьмого "А". - Она рукой залезла.

Эдик кричит:
- Мяч засчитан. Касания не было.

Алиса тем временем приняла еще один мяч, отдала Кате, и та удачно перекинула его противнику.

- Подставка! - кричат семиклассники. - Она из восьмого! Из другой школы!
- Хотите, классный журнал покажем?! - отвечает Мила Руткевич.
- Она моя подруга, - кричит Альбина.
- Алиса на-ша! На-ша! На-ша! - кричат шестиклассники.

На скамейке Герасимов и Фима.

- Зря ты, Фимка, к ней все время пристаешь, - говорит Коля.
- Я хочу ее разоблачить.
- Зачем?
- А зачем она к нам внедрилась?
- Знаешь, что я думаю, - говорит Коля, - она, наверно, не знает меня в лицо.
- Но что-то знает. Не может быть случайностью, что она пришла именно к нам в класс.
- Я думаю, что мне надо поговорить с ней.
- Умоляю. Потерпи еще два дня. Или три. Ты уверен, что она не пират? Ты уверен, что она не готовит твое похищение?



Пираты по-прежнему сидят в сквере, ведут наблюдение. Но теперь рядом с ними хрустальная ваза, икона, портрет графини в тяжелой раме, кусок железной ограды.

Крыс, прерывая наблюдение, поднимается.

- Что, тревога? - спрашивает Весельчак.
- Нет. Антиквариат несут.
- На что тебе весь этот антиквариат?
- Ты же знаешь, у меня склонность к культуре, - говорит Крыс и уходит.



После игры Алису окружили шестиклассники.

Подходит Эдуард.

- Убедительно, - говорит он. - Мы тебя используем.
- Я не знаю, сколько здесь буду, - говорит Алиса.
- В случае чего добьемся твоего перевода в нашу школу навсегда. У тебя данные к легкой атлетике. Занималась?
- В школе, как все.
- Ясно. Завтра после уроков на стадионе. Районные соревнования на носу. Герасимов, обеспечишь явку. Не подведешь?



Весельчак наблюдал за ними в бинокль. Вернулся Крыс с самоваром.

Весельчак передает ему бинокль, поднимается и идет в сторону девочек. Девочки идут не спеша, продолжая о чем-то разговаривать. Вдруг Алиса хватает Юльку за руку и тащит ее в подъезд. Подъезд старый, с застекленной дверью.

- Что такое?
- Он меня заметил.

По тротуару шлепают тяжелые шаги. Это Весельчак У. Он останавливается у подъезда, оглядывается. Затем резко влетает в подъезд. Но не успела захлопнуться дверь, как с визгом вылетает из подъезда, за ним огромный рычащий дог, за догом, держась за поводок, девочка. Дог преследует Весельчака, который стрелой мчится вдоль тротуара. Девочка пытается удержать дога.

Из другого подъезда выглядывают Алиса и Юлька. И тоже видят бегущего Весельчака и девочку с догом. Весельчак - за угол. Преследователи за ним.

- Да, он почти наверняка нас подстерегал, - говорит Юлька.



Записка. За кадром голос Фимы, читающего ее.

- "Суп разогрей, котлеты в холодильнике, картошку поджарь".

- Пожалуй, я остановлюсь на котлетах. Ты суп будешь? - Фима направляется на кухню.
- Не хочется, - отвечает Коля за кадром.

Коля лезет под стол, достает ящик с барахлом, оттуда миелофон.

Фима уже идет с тарелкой. Жует.

- Слушай, - говорит он, - есть свежая идея.

Коля крутит в руках миелофон.

- Но для этой идеи надо, чтобы аппарат работал.
- А что?
- Мы берем его завтра в школу, настраиваем на Алисины мысли и угадываем, какие у нее планы. Если у нее нет задания тебя уничтожить, мы подкладываем ей аппарат.
- Я помню, - говорит Коля, - что наушник... Ага... - он подцепляет ногтем крышку, достает наушник, вставляет в ухо. - Не мешай, - говорит он Фиме, который крутится рядом.
- Ну, как хочешь, - слышно, как Фима хлопает дверцей холодильника.

Коля обнаруживает на аппарате колесико, медленно вращает его.

- Слышу! - говорит он.
- Мои мысли слышишь? Ну и как? Впечатляет?
- Ты что, в самом деле все котлеты съел? Там же на всю семью!
- Я о котлетах не думал. Твой аппарат врет.
- Значит, твои мозги за тебя думали.
- Ну давай еще.
- Я буду повторять, что слышу: одиннадцать, двенадцать, тринадцать. Пускай попробует догадаться, если я просто считаю...
Неужели он в самом деле мысли читает, вот бы на уроках использовать! Мила Руткевич задачу решила, а я пишу...
- Стой! Хватит! Теперь я! - Фима отнимает аппарат.



Вечер. Юлька делает уроки. Алиса стоит у окна.

- Никакого прогресса, - говорит она. - Никогда не думала, что попаду в такую жуткую ситуацию.
- Считай, что ты на экскурсии в двадцатом веке. Может, расскажешь в своем классе о нас.
- Честно говоря, - добавляет Юлька, - я предпочитаю, чтобы ты теперь своего Колю подольше не нашла.
- Ты что говоришь!
- А ты для нашего класса буквально находка. У вас все такие?
- Во-первых, у нас все разные. А во-вторых, ты все забываешь, что мы - это и есть вы. Может, я твоя внучка.
- Это было бы здорово!
- Знаешь, Юлька, я сегодня ни на шаг не ближе к разгадке. Все три ведут себя как будто ничего не случилось. А вдруг тот Коля обманул моего козла?
- И он вовсе не Коля.
- ...И вовсе не из двадцать шестой школы?

Раздается звонок в дверь.

- Если чужой, - быстро говорит Юлька бабушке, - то мы здесь не живем.
- Какой такой чужой? - удивлена бабушка. Она идет к двери. Девочки слушают.

Слышно, как открывается дверь, потом бабушкин голос:
- Тебе кого?
- Я из школы, - раздается тонкий девичий голосок. - Мне учительница велела к Юле с Алисой пойти, за помощью.
- За какой помощью?
- Они мне будут помогать к экзамену готовиться, - говорит девочка.
- К экзамену? К какому же экзамену?
- К какому, к какому - к самому главному, вот! По ботанике!
- А ты в каком классе, девочка?
- Не скажу.
- В твоем возрасте надо в куклы играть, а не экзамены сдавать, - сказала бабушка.
- Женщина, - голос девочки был знаком. Алиса поняла: что это Крыс. - Где Алиса? Она здесь? Позови.
- Алисы здесь нет, - говорит бабушка. - Но я могу позвать своего сына. Он чемпион Европы по борьбе дзю-до.
- Такой борьбы не знаю, - отвечает девочка.
- Твое счастье.
- Ну, мымра старая, ты еще пожалеешь!

Хлопает дверь. Возвращается бабушка:
- В жизни меня никто не называл мымрой!



Вечер. Комната, в которой обитают пираты, разительно изменилась. В ней свалены и расставлены предметы "антиквариата", награбленные Крысом, появился диван, застеленный ковром. Одна стена закрыта занавеской.

- Что ты все жуешь! - сердится Крыс.
- Стосковался по натуральной пище, - говорит Весельчак. - Что у нас на борту? Таблетки, пилюли, в лучшем случае консервы. Ты кефир местный пробовал? Будь моя воля, взял бы с собой ящик.
- Ящик, ящик! Приземленный ты человек. Непонятно даже, как ты пиратом стал! Сидеть бы тебе на тихой планете, разводить склиссов.
- Я бы рад, - говорит Весельчак У. - Но люблю помучить, потерзать, попытать!

Он подходит к Крысу: берет его под локоть, поднимает в воздух. - Ох, помучил бы я тебя!

- Я тебя! - Крыс выхватывает бластер.
- Ладно, я пошутил, - говорит Весельчак. - Пора делом заняться. - Он отпускает Крыса...
- То-то, - говорит Крыс, держа бластер. - Что мы имеем на текущий момент?

Он подходит к стене и дулом бластера отодвигает занавеску. За ней обнаруживается большая карта Москвы. Пираты останавливаются перед картой.

- Итак, - говорит Крыс, как разведчик в шпионском фильме, - объект "А" покинула пункт "Б".
- Чего? - Весельчак не понял.
- Говорю тебе, Алиса сбежала из больницы.
- Ну так бы и говорил.
- Нет, не быть тебе полководцем, - говорит Крыс. Он вытаскивает флажок, воткнутый у больницы. - Наблюдение над объектом "Б", то есть больницей, мы прекращаем. Перекидываем силы к объекту "Д".
- Чего?
- Ну, чем мы сегодня занимались?
- Наблюдали за домом, ну, за тем, где Алиса, наверно, скрывается.
- Гений! - Крыс втыкает флажок в то место, где находится дом Грибковой.
- Может, возьмем дом штурмом? - говорит Весельчак.
- Вот не люблю я этих поспешных решений, - говорит Крыс. - Ну кто тебе позволит штурмовать дом в центре города? Нет, на
мокрые дела я не пойду. Риск должен быть минимальным. Не забудь, что у нас добыча! - он показывает на "антиквариат".
- Работаем тихо. Завтра продолжаем наблюдение за объектом "Д". Особое внимание обратить на объект "Ш".
- Да ты говори нормальным языком. "Д", "Ш" - я институтов не кончал.
- Дурак. "Ш" - это школа, где учится Грибкова.

Крыс втыкает флажок в школу.



Утро. Коля собирается в школу. Выдвигает из-под стола ящик, хочет взять миелофон. Но тут в комнату входит его мать.

- Ты что? - удивлена она. - Тебе через минуту выходить, а ты решил старые железки разобрать?
- Понимаешь... мне надо в школу два гвоздя захватить.
- Зачем?
- По физике велели.

Он достает два гвоздя и старается при этом завалить миелофон другими вещами.

- Коля, - говорит мама, садясь на стул и глядя на ящик. - Мне надо с тобой поговорить.
- Может, после школы, а?
- Ничего, нам с тобой вместе выходить. Одевайся.
- Ты иди, я тебя догоню.
- Коля. Ты стал совершенно невыносим, с тобой что-то происходит. Может, ты влюбился? Скажи мне, я твой лучший друг.
- Мама, я не влюблялся. Я опаздываю в школу!
- Я тебе не мешаю, собирайся, собирайся. С другой стороны, - задумчиво продолжает мама, - у тебя могут быть неприятности в школе. Я понимаю.



Утро. Коля и Фима идут по бульвару. Фима спрашивает:

- Ну как, взял миелофон?

Коля отрицательно качает головой.

- Испугался?
- Нет, - отвечает Коля. - Объективные обстоятельства. Мать выясняла, что со мной происходит.
- Ну и что?
- Она убеждена, что я влюбился.
- А ты что, влюбился?
- Выход один, - говорит Коля. - Сегодня поговорю с Грибковой.
- А где гарантия, что Грибкова - это Грибкова? Ты ей все расскажешь, а потом бац - и ты в плену.

Фима оборачивается и видит, что Коля пропал.

- Ты где?
- Не смотри на меня, - раздается шепот из-под скамейки. - Как будто ты один. Или я погиб.
- Понял, - говорит Фима, достает из портфеля книгу, прикрываясь ею, спрашивает:
- Где она?
- Не она, а он. Видишь, толстяк идет?

Мы видим, как навстречу идет Весельчак. Он идет как-то странно, все крутит головой, [глядя] по сторонам. Поравнявшись с Фимой, толстяк остановился и поглядел на него.

- Без десяти восемь, - говорит толстяку Фима, поглядев на часы.

- Ага, - толстяк хотел было идти дальше, но тут из-под скамейки раздался громкий чих. Фима прикрывает нос ладонью и еще раз чихает, спасая друга.

- Простите.

Толстяк идет дальше. Потом оглядывается. Но Коля все так же прячется под скамейкой. Когда толстяк отходит подальше, Коля шепчет из-под скамейки:

- Видел?
- Раньше не видел.
- Он самый, - сказал Коля. - Весельчак У - один из самых опасных пиратов нашей Галактики.
- Ты не ошибся, старик?
- Я его везде узнаю.
- И тоже за тобой гоняется?
- Тут должен быть еще один, худенький. Не знаю, как его зовут.
- Вроде не видать. Да, Коля, плохи твои дела. Боюсь, что тебе этого не пережить. Так что ползи к выходу по кустам, а я пойду по дорожке, буду отвлекать на себя внимание.



В классе. Урок математики.

Молоденькая математичка, восторженная, недавно из института, убежденная, что все ученики должны обожать математику, стоит у доски, оглядывая класс.

Сидит, задумавшись, Алиса. Юлька наблюдает за ней. Тянет руку Мила Руткевич, поглядывая в сторону Алисы. Фима пишет записку:

"У МЕНЯ ЕСТЬ ПЛАН".

Передает Коле. Коля рассеянно смотрит в окно; Фима толкает его, сует записку, что-то шепчет Коле.

- Герасимов, - говорит Нелли Макаровна, - лучше подумай, в чем ошибка Лены Домбазовой.
- Я думаю, - говорит Коля.
- Икс равен одному и двум десятым, - громко и уверенно говорит Мила Руткевич.

Алиса смотрит на доску, на математичку и как-то рассеянно, вполголоса говорит:

- Икс равен единице.
- Опять! - Юлька возмущена.
- Селезнева неправа, - говорит Нелли, глядя на доску.
- Это не в волейбол играть, - говорит Садовский.
- Икс равен единице, - говорит Алиса уверенно. - Я могу доказать. Разрешите?
- Ну что ж, иди к доске.

Половина доски свободна. Алиса тут же начинает быстро писать на доске формулы, непонятные для окружающих значки интегралов. Нелли вместе со всеми глядит на доску и начинает увлекаться доказательством, забыв о классе. Она кивает головой и вдруг кричит:

- Нет!

Бросается к доске, выхватывает мел у Алисы и тут же начинает писать другие знаки высшей математики.

- А тут вы неправы, - говорит Алиса, отнимает мел и бросается в атаку.
- А если так? - спрашивает Нелли.
- Нет, только не так!

Со стороны это похоже на теннисную партию - они как будто перебрасываются мячом.

Звонит звонок, но никто не замечает его. Не понимая, в чем дело, класс все же участвует в этом бое, ощущая его накал.

- А вот так! - говорит Нелли. - Ну уж нет!

Чья-то голова показывается в дверях.

- Звонок же был, вы чего?

Обе отмахиваются. Но спохватывается Нелли.

- Ой, - говорит она, - я домашнее задание забыла дать! Мы потом с тобой поговорим, садись!

Алиса садится на место.

Нелли диктует домашнее задание.

Когда Алиса проходит мимо Руткевич, та говорит:

- И зачем это некоторым так надо показывать свою образованность, есть же простое решение, можно проверить в учебнике.

Коля вздрогнул, глядя в окно. Мы видим, как по улице прошел человек с зонтом.

Остановился. Камера наехала. Человек выглянул осторожно из-под зонта, и стало ясно - Весельчак. К зонту подошла широкополая шляпа. Это Крыс.

Коля, узнав пиратов, прижимается к парте, что-то шепчет Фиме. Фима пытается высунуться в окно.


Камера резко наезжает на пиратов. 

Стоп-кадр.

И изображение сворачивается в тоненькую трубочку, которая оказывается... палочкой фокусника. Он разламывает палочку надвое, сыплется конфетти.

КОНЕЦ ТРЕТЬЕЙ СЕРИИ
 
 
 


Ждем ваших писем

Использованы материалы:
Литературная версия утвержденного киностудией
сценария телевизионного фильма "Гостья из будущего".
Вступительная статья А. Ляхова.
Сайт открыт 1 июля 1999 года.

© Материалы - Наталья Мурашкевич

Сценарий фильма. Краткое содержание фильма. В фильме снимались... На съемочной площадке Музыка из фильма Статьи, заметки, интервью. Глюки и ляпы. 15 лет спустя