ФИЛЬМ "ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО"
заставказаставка
 
 
СЦЕНАРИЙ. ЛИТЕРАТУРНАЯ ВЕРСИЯ.
СЦЕНАРИЙ. ЧЕТВЕРТАЯ СЕРИЯ.
Кир БУЛЫЧЕВ, Павел АРСЕНОВ
“ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО”
IV серия
“МЫ РЯДОМ, АЛИСА”
СЦЕНА 1 

Цветной пестрый дождь из конфетти начинает подниматься вверх, исчезает в трубочке фокусника. Трубочка вновь цела, разворачивается, превращается в изображение пиратов. Весельчак У, в шляпе - Крыс. Под зонтом слышим их разговор.


- Уроки кончились, - говорит Весельчак. - Многие ушли.
- А наблюдаемые где? Упустили? - грозно спрашивает Крыс.
- Не выходили.
- Если прохлопал, убью! - Крыс грозен.
- Попробуй. Сам где шастал? - ехидно спрашивает Весельчак.

Камера панорамирует вниз.


- Антиквариат брал, - говорит Крыс. - Богатая здесь культура. Жалко уезжать. - Он расстегивает плащ, показывает из-под него край иконы.
- Пятнадцатый век, - говорит он. - На Сириусе бешеные кредиты заработаем.
- Подделка, - говорит Весельчак. - Будем штурмовать?
- Опять за свое? Я же говорил - без шума, - шипит Крыс.
- А то уйдет? - осенило Весельчака.
- А ты не упускай, нам она сама по себе нужна как приманка. По ней того парня найдем, так что наблюдай.
- Легче взять и допросить. Помучаем, а? - потирает руки Весельчак.
- Нужно будет, помучаем. А сейчас лезь! - приказывает Крыс.
- Куда лезть? - оглядывается Весельчак.
- Сверху наблюдать будем. - Крыс показал на большое раскидистое дерево напротив школьного здания.

СЦЕНА 2

Сцена происходит в коридоре по пути к физкультурному залу.


- Тимошкин, - говорит маленький Боря, - жалкий трус. Он на всю школу вопил, что приделает гроссмейстера, а теперь где он?
- А Эдик скажет: опять этот шестой "Б"!
- Ладно уж, я сяду за Тимошкина, - говорит Фима Королев. - Ты мне, Сулима, покажи какой-нибудь гамбит.
- А Эдик скажет, - вмешивается Альбина, - опять этот Королев!
- Но ведь среди нас есть один малолетний гений, - говорит Фима. - Неужели Селезнева не сыграет в шахматы?
- Нет, - говорит Алиса, - не сыграю. И вообще, мне Королев с его шуточками надоел.
- Алиса, не обижайся, - говорит Катя Михайлова. - Мы все хорошо к тебе относимся. И если ты хоть чуть-чуть играешь в шахматы, ты должна думать о чести нашего класса.
- А чего ей думать, - говорит Фима. - У нее свой класс.
- Но где? - наивно удивлена Альбина.
- На Марсе, - говорит Фима. - Разве вы не знаете, что Алиса с Марса.
- Я не с Марса. - Алиса пристально смотрит на Фиму.
- Ты же не помнишь, кто ты и откуда? - Фима не унимается.
- Как не помнишь? - удивлена Альбина. - И маму не помнишь?

По коридору бежит первоклассник.

- Вы чего! - кричит он. - Уже начинается!
- Алиса, - говорит Коля Сулима. - Не обращай на него внимания, - я знаю, что ты не с Марса.

Алиса внимательно смотрит на Сулиму.

- Хорошо, - говорит она. - Ты тоже играешь?

Коля Сулима кивает.



Гроссмейстер, курчавый и подвижный, похож на веселого разбойника. Он оборачивается к толпе шестиклассников. Те сразу робеют, затихают.

- Где Тимошкин? - спрашивает Эдуард.
- У нас будет играть Алиса, - говорит Сулима.
- Она и это умеет? - удивлен Эдик. - А я ее планирую на легкую атлетику.
- Не стесняйся, девочка, - сказал гроссмейстер.
- Если что, я тебе помогу, - говорит Сулима.
- Спасибо, - отвечает Алиса.

Гроссмейстер быстро идет вдоль столов, одинаково двигая вперед королевскую пешку. Некоторые ребята отвечают сразу, другие принимаются думать. Поэтому, когда гроссмейстер прошел еще раз, он сделал ходов вдвое меньше.



Пираты уже сидят на дереве. Прильнули к своим 6иноклям.

Панорама по актовому залу, толпе болельщиков, шахматным доскам. Все с точки зрения наблюдающих.
В бинокль видно, как гроссмейстер делает ход.
Доска крупным планом. Лицо юного соперника.

- Неплохо, - говорит Крыс.
- Ты чего? - удивлен Весельчак.
- Сицилианская защита, - говорит Крыс.

Гроссмейстер снова делает ход.

- Таак, - говорит Крыс.

Юный партнер делает встречный ход.

- Идиот! - кричит Крыс. - Самоубийца! Сейчас я слезу, сейчас я тебе покажу, как коней жертвовать!

Весельчак машет рукой, достает из кармана яблоко, жует.

Бинокль перемещается к другой доске.
Снова рука гроссмейстера.

Пятиклассник зажмуривается.

- Вам мат, - говорит гроссмейстер.

Отчаянный лай раздается из-под дерева. Там суетится собачонка.

- Убери! - говорит Крыс.

Весельчак У кидает яблоком в собачонку, она заливаются еще громче.

- Что я тебе сказал! - настаивает Крыс. - Засветит.

Весельчак У сползает по стволу вниз и превращается в большого пса. Гонится за собачонкой.

- Вот и отлично, - говорит Крыс.

Пятиклассник, глаза полны слез, встает и говорит:
- Сдаюсь.

Сулима глядит на его доску.

- Детский мат, - говорит он. И тут же хватается за голову - думает.

Алиса скучает. Она уже сделала ход. Потом, глядя перед собой, тихо говорит:
- Конем на Ф-6.
- Ого, - тихо говорит Боря - они стоят сзади. - Вот это финт! Ему тогда придется ладью убирать.
- Не подсказывай! - разозлился Коля Сулима. - Теперь я так не пойду.

Тут подходит и гроссмейстер.

- Ну и как, молодой человек? - спрашивает он.
- Сейчас, одну минуточку.
- Он хотел конем на Ф-6 пойти, - говорит Боря. - Но сомневается.

Гроссмейстер чуть наклоняет голову. Думает.

- Разумный ход, - говорит он. - Вижу интересные осложнения.
- Видит! - шепчет Боря.
- И слепому ясно! - шепчет Фима.

Коле ничего не остается, как, метнув в сторону Алисы уничтожающий взгляд, двинуть коня.

Гроссмейстер еще думает, но ладью не убирает, а отступает королем.

Толпа зрителей нависает над Колей, вот-вот опрокинут стол.

Эдуард взволнован:

- Не нажимайте! - говорит он. - Стол опрокинете.

Все так заняты перипетиями на Колиной доске, что не замечают, как гроссмейстер останавливается у доски Алисы и тихо говорит:
- Нет уж, этой жертвы я не приму.

Двигает вперед пешку. Отходит к следующему столу, потом возвращается взглядом к доске Алисы, качает головой.

А шум подсказок, споров и волнений кипит за Колиной спиной.

Вообще-то, досок уже куда меньше, чем прежде. Осталось человек пять, и потому гроссмейстер уже подольше задерживается у столов противников, даже сам начинает с ними обсуждать партии, подсказывать. Слышно, как он говорит семикласснику-акселерату, который играл в волейбол:

- Нет, не советую. Смотри, что я тогда с тобой сделаю... - И быстро переставляет фигуры на доске.

Алиса отвечает на ход пешкой и смотрит на Колю, которого одолели советчики.

- Ферзем! - кричали одни.
- Слоном! - другие.

Коля в растерянности смотрит на Алису.

Та показывает губами:
- Пешкой на Аш-6.

Коля, как будто против своей воли, послушно двигает пешку.

Гроссмейстер видит этот ход и радуется:
- Молодец! Этого хода я боялся. Ну просто молодец!
- Николай Сулима, шестой класс "Б" - гордо говорит Эдуард.

Но гроссмейстер лукаво улыбается и говорит:

- Шах!
- Ой! - по толпе болельщиков прокатывается вопль.
- Я же говорил! - громче всех неистовствует Фима. - Я же предупреждал!

Опять все внимание на Колю, а гроссмейстер возвращается к Алисе и говорит, поглядев на доску:
- Да, я увлекся.

Юлька, единственная болельщица, наклоняется к Алисе и спрашивает:
- Смотри, почти все уже сдались, а ты нет?

Алиса думает.

Гроссмейстер проходит в дальний конец стола и ставит мат акселерату. Теперь осталось только два противника - Алиса и Коля.

- Сдаваться? - спросил Коля Алису.
- У тебя ничья, - говорит Алиса. - Вечным шахом.

Коля утыкается в доску.

Гроссмейстер спрашивает его:
- Какое решение приняли?
- Можно я еще подумаю?

Гроссмейстер подходит к Алисе, смотрит на доску и говорит:
- Ну что ж, мне урок за самоуверенность. Спасибо.

Он протягивает Алисе руку.

- Что вы, - говорит Алиса. - Тридцать партий в голове - разве удержишь. Я бы на вашем месте штук десять проиграла.
- Спасибо за утешение, - говорит гроссмейстер. - Ты занималась теорией?
- Как математической моделью. Поведенческой.
- Любопытно. Поговорим как-нибудь. Возьми мою карточку. Позвони. Я буду рад.
- Хорошо, - говорит Алиса. - Если я здесь задержусь, обязательно позвоню.

Гроссмейстер поворачивается к Коле.

Юлька шепчет в восторге:
- Ты что, вничью, да?
- Он меня, к сожалению, не принял всерьез, - говорит Алиса, поднимаясь. - А в шахматах это недопустимо.

Гроссмейстер двигает вперед ферзя:
- Шах.
- И вилка на ферзя, - говорит осуждающе Мила Руткевич. - Вот видишь.

Коля в отчаянии смотрит на место Алисы.

Алисы нет.

- Да не бойся! - говорит гроссмейстер. - Бей.
- Бей! - кричат все.
- Ну что же! - гроссмейстер делает ход за Колю. - Видишь?
- Вечный шах.
- Ничья! - кричат зрители. - Ничья с гроссмейстером!
- Сулима вничью с гроссмейстером сыграл!

Аплодисменты.

Эдуард Петрович останавливает жестом шум.

- Разрешите от вашего и нашего общего имени поблагодарить гроссмейстера Сергея Степановича за то, что он не пожалел времени и приехал к нам... - Он пережидает аплодисменты. - Общий счет сеанса одновременной игры - двадцать восемь - полтора в пользу гроссмейстера.

Гробовая тишина.

- Двадцать девять - половина, - говорит Мила Руткевич.
- Эдуард никогда не ошибается, - говорит физкультурник.
- Но кто же еще вничью сыграл? Мы не видели, - говорит Мила.
- Я благодарен вам, ребята, мне было интересно, - говорит гроссмейстер. - И если бы мой последний соперник, - он показывает на Колю, - не робел и не слушался бы своих болельщиков, он мог выиграть у меня, как Алиса.
- Какая Алиса? - кричат ребята из других классов.
- Наша Алиса! - кричит Юлька, обнимая Алису.
- Ну, я же говорил, - кричит Боря, - она мое открытие!



Юлька и Алиса идут из школы.

- Я думаю, что ты приехала к нам не миелофон искать, а демонстрации устраивать, - говорит Юлька.
- Очень трудно обманывать, - вздыхает Алиса. - Если начинаешь что-нибудь делать...
- Ты тщеславная эгоистка! Кто тебя просил у гроссмейстера выигрывать?
- Если бы один на один, он бы выиграл, - говорит Алиса.
- Скромница! Завтра о ней вся школа говорить будет. Если уже не говорит. Знаешь, чем кончится? Приедет комиссия из Академии педагогических наук исследовать нашего феномена! А ведь время не ждет! Ты нашла Колю?
- У меня почти уверенность, - говорит Алиса, - что это Сулима.
- А мне кажется, что Герасимов, - говорит Юля.

Они как раз прошли под большим деревом, где затаились пираты.

- Берем? - спрашивает шепотом Весельчак У.
- Наблюдаем, - говорит Крыс. - Брать будем тихо, в переулке, где никто не увидит. Без шума.

Они спускаются с дерева.

Девочки теряются в уличной толпе.

Кадр снимается сверху. Камера отъезжает от девочек, идущих в толпе. Затем видим, как в кадр входят пираты, идут за девочками, лавируя между прохожими.

Девочки останавливаются у витрины книжного магазина. Юлька что-то показывает Алисе.

Камера наезжает на них, и мы видим в стекло отражение пиратов, остановившихся чуть поодаль и наблюдающих за девочками.

- Мы их не видели! - шепчет Алиса. - Это они.

Девочки "спокойно" отошли от витрины и пошли вдоль по улице. И вдруг бросились бежать. Забежали за угол.

Пираты за ними.

Девочки бегут по тротуару. Пробегают мимо автофургона, рядом с которым громоздятся ящики с бутылками. Из фургона вылезает рабочий в халате, подходит к ящикам, берет несколько, и тут...

...на него натыкаются преследователи.
Летят ящики, сыплются на тротуар бутылки, грохот, брань.

Девочки уже на другой улице. Бегут не оглядываясь. Сзади раздается крик:

- Стойте!

Гражданин с портфелем решил поверить взрослым, широко расставил руки и принялся ловить девочек.

Алиса и Юлька бросились в стороны, чтобы протиснуться между руками мужчины и домами. Мужчина развернулся и с криком: - Не уйдешь! - кинулся за девочками.

Теперь мы видим, что возгласы "Стойте! Девочки! Куда же вы? Мы вас все равно догоним!" принадлежат Эдуарду и бегущей рядом с ним Марте Скрыль.

В это время толстяк изловчился и поймал Юльку, которая крикнула Алисе:

- Беги, я их задержу!

Алиса возвращается к Юльке, почти одновременно с ней подбегают Марта и Эдуард.

- Вот, я их схватил! - с гордостью произнес запыхавшийся толстяк.
- Отпустите! - возмущена Юлька. - Предатель человечества!
- Чего?
- Продался космическим пиратам.
- Попрошу не оскорблять, я работаю шеф-поваром, - говорит он.
- Отпустите детей! - рычит Эдуард.
- Немедленно! - говорит Марта. - А вы проходите, проходите, без вас справимся.
- Вот я и говорю - поможешь людям, и никакой благодарности, - говорит человек с портфелем. - А если знакомые, зачем кричать на всю улицу? Я же думал, что украли чего. - Толстяк обиженно уходит.
- Не надо было нас пугать, - серьезно говорит Алиса.
- Прости - но как мы могли подумать, что вы испугаетесь? - удивляется маленькая женщина. - Я пришла в школу, Эдик сказал мне, что вы только что исчезли, мы побежали вдогонку - но почему вы испугались?
- Марта хотела познакомиться с Алисой, - говорит Эдик. - Я ей вчера позвонил. Вы бы пригляделись - мою фигуру за полверсты угадать можно.
- Вот из-за фигуры и побежали, - сознается Юлька. - У нас тут есть один хулиган совершенно с вашей фигурой.
- Ты мне скажи, где он живет, я с ним побеседую.

Марта протягивает руку Алисе:
- Здравствуйте, Алиса. Я тренер детской спортивной школы.
- Я Марте все рассказал, - говорил Эдик. - Когда откроешь талант в гуще учеников, всегда приятно.
- Вы ее не открывали, - мрачно говорит Юлька.

Они идут дальше по переулку. Юлька оглядывается.

- Если надо, - говорит Марта, - мы переведем тебя в Москву.
- Ее родители будут возражать.
- Ничего, - говорит Марта, - с родителями мы побеседуем.
- Это нелегко, - говорит Юлька.
- Для нас нет трудностей, - говорит Марта. - Считай, что родители уже согласились. Сколько в высоту берешь?
- Я? Я прыжками не занималась, - говорит Алиса.
- Научим. И все же, метр двадцать возьмешь?

Алиса останавливается, показывает сама себе рукой, потом кивает.

- А выше сможешь?
- Выше?

Они как раз проходят мимо забора, забор выше Алисы.

- Сколько в нем? - спрашивает Алиса.
- Минутку, - Марта вытаскивает рулетку и быстро разматывает ее. И тут мы видим, что сквозь щель в заборе глядит глаз.
- Метр семьдесят два, - говорит Марта.
- Подержи сумку, - говорит Алиса.
- Ох, уж эта твоя правдивость, - говорит Юлька.

Алиса, не говоря ни слова, разбегается и прыгает через забор.

- Так нельзя! - кричит Марта. - Никакой школы.

За забором раздается гулкий удар, вопль.

Тут же Алиса вновь возникает над забором, делает сальто и опускается на землю.

- Бежим! - говорит она Юльке.
- Они там?

Девочки убегают прочь.

- Девочки! - кричит вслед Марта. - Мы же только что начали разговор.

Забор шатается. Пираты хотят свалить его.

- Там хулиганы, - кричит Юлька, обернувшись на бегу. - Задержите их.
- Хулиганы! - Эдуард возмущен. Он наваливается животом на забор.

Забор не выдерживает и рассыпается.

Два толстяка - Эдуард и Весельчак сталкиваются животами. Они тяжело дышат, стараясь сдвинуться с места.

Крыс хочет броситься вдогонку за девочками, но на пути его вырастает Марта.

Она хладнокровно подставляет руку, хватает Крыса, и тот делает кульбит и падает на землю.

- Ах, так! - кричит он, подхватывает с земли треуголку и вновь бросается вперед, на этот раз уже на Марту.

Но далеко он не проходит. На этот раз он высоко взлетает в воздух, а Эдуард в это время дожимает второго пирата на лопатки.

- Ну что, - спрашивает Марта, глядя на поверженного Крыса, - будем просить прощения или пойдем в милицию?
- Мы шутили, - говорит Весельчак.
- А пока что, - говорит, поднимаясь, Эдуард, - поставьте на место забор.

Весельчак и Крыс переглядываются.

- Ладно уж.

Они поднимают забор, заходят за него и исчезают. Забор падает вновь.

- Эй, - говорит Эдуард. - Вы где? Не вздумайте убегать. Мы все равно догоним.

Он заглядывает за забор.

Но по двору идут, удаляясь, лишь мальчик и девочка в пышных дворянских костюмчиках начала века, держась за ручки.

Дворянские дети идут все быстрее и вдруг пускаются в бег.



В комнате Юльки Алиса подходит к окну, осторожно выглядывает на улицу. Она возбуждена.

- Эх, эти проклятые пираты! Выследили все-таки!
- Теперь мы же в осаде! Они всю ночь не уйдут, - восклицает Юлька.
- А как же завтра в школу? - спрашивает Алиса.
- Я знаю, как, - говорит Юлька.
- Завтра - решающий день, - задумчиво добавляет Алиса. - Я это чувствую.



Утром мы видим Алису и Юлю открывающими тяжелую дверь на чердак. Они медленно идут по чердаку, пока не попадают к следующей двери. Она закрыта.

- Не расстраивайся, - шепчет Юлька. - Там еще один подъезд будет.
- Обидно, если они нас не стерегут, а мы тут чердаками путешествуем, - говорит Алиса.
- Неважно, - говорит Юлька. - Зато до школы мы доберемся. А там мы в безопасности.



Следующая дверь тоже закрыта.

- Ну вот, поворачивать обратно? - говорит Юлька.
- Постой, - Алиса показывает на слуховое окно под потолком чердака.

В следующий момент мы видим двух девочек, которые выбрались на крышу и по ней доходят до следующего дома, который на этаж ниже Юлькиного.

Алиса спрыгивает первой, протягивает Юльке руки...



Тем временем в школу идет Коля Садовский. Настроение у него хорошее, он что-то напевает.

И вдруг как из-под земли перед ним возникает Весельчак У, в своем естественном облике.

- Постой-ка, мальчик, - сказал Весельчак. - Ты из шестого "Б"?
- Неужели? - Садовский, склонный к причудам и чудачествам, оглядывает себя.
- На мне нигде не написано.
- Молчать! - говорит Весельчак с доброй улыбкой.
- Отвечай на вопросы старших! - Слова жесткие, а тон и улыбка прежние.

Садовскому это не нравится.

- Вы не будете любезны снять маску? - спрашивает он.
- Чего?
- Снять маску. У вас под ней клыки.

Рука толстяка непроизвольно дергается, прикрывая рот.

- Вот именно, - говорит Садовский и идет дальше.
- Ах, мой мальчик, - толстяк уже догнал его снова. - Ты не скажешь, у вас в классе учится мальчик Коля?
- Честно ответить или нечестно?
- Честно! - радуется толстяк. - Честность украшает человека. Дети должны говорить взрослым правду.
- Тогда, - Коля понизил голос, - это я и есть Коля.

Толстяк даже замахнулся на Колю от злости. Но рука его замирает в воздухе.

- Нет, - произносит он. - Ты не Коля. Коля - другой.
- Как вы точно заметили, - говорит Садовский, - мне и мать в последнее время говорит: "Ты совершенно изменился, ты грубишь старшим, у тебя трудный возраст". А может быть, это не возраст, может, просто я не тот Коля?
- Не тот, - соглашается толстяк. - А девочка Алиса тоже у вас учится? У них с Колей дружба?
- Алиса... Алиса. Она улетела к себе на Марс. И просила вас писать ей до востребования. Еще есть вопросы?
- Какой невоспитанный мальчик, - говорит толстяк. - У нас таких нет.
- Ага, понял, уже истребили, - говорит Коля. - А вы тоже с Марса?
- Ох, доберусь я до тебя, - говорит Весельчак. - Я твою морду хорошо запомнил.
- Ну, мне просто повезло, - говорит Садовский. - Значит, когда будете у меня, не забудьте напомнить, что мы с вами где-то уже встречались. - Садовский резко останавливается и оборачивается к Весельчаку.
- Я? У тебя? - Весельчак чуть не налетает на Колю.
- Ну, когда вы во всем сознаетесь и вас приведут ко мне. - Коля отворачивается от него и продолжает свой путь.
- Куда? - догоняет его Весельчак.
- В кабинет. Разве вы не узнали? Конечно же, я не Коля. Я главный инспектор милиции по распутыванию особо опасных преступлений против шестиклассников. Моя фамилия Шерлок Холмс. Разве не слыхали? А вас как зовут? - Коля разворачивается и идет к школе.
- Щенок! - говорит в сердцах Весельчак.

Коля спокойно идет дальше, рассуждая вслух:
- Алисой интересуется иностранная разведка. Этого и следовало ожидать. Придется взять под защиту.

Он не оборачивается и не видит, как из-за угла показывается идущая в школу Мила Руткевич.

Весельчак уже у нее на пути.

- Девочка, девочка! - окликает он ее. - Ты из шестого "Б"?
- Да.
- Девочка, мне нужна твоя товарищеская помощь.
- Я всегда рада оказать помощь, - говорит серьезно Мила. - Вчера я поднесла сумку одной бабушке и еще накормила голодного котенка.
- Какое счастье, что я встретил именно тебя, девочка! Ты мне тоже поможешь, как тому котенку, хорошо?
- Но я очень спешу, - говорит Мила. - У нас первый урок - английский, и я хотела бы повторить перевод.
- Разумеется, ты отличница! - радуется Весельчак. - Лучшая ученица в классе. Я тебя не задержу. Моя тревога - Алиса.
- Селезнева? - останавливается Мила.
- Беленькая. Только Селезнева не ее настоящая фамилия, - шепотом говорит толстяк. - Она скрывается.
- Ой!
- Ты так и думала?
- Я подозревала.
- Не бойся. Пока ничего страшного не случилось.
- Но что может случиться? - Мила Руткевич [удивлена].
- Вот подумай, - говорит Весельчак У. - Как и когда Алиса появилась в твоем классе?
- Сегодня третий день, - говорит Руткевич. - Она вместе с Грибковой в больнице лежала.
- Вот именно. В больнице.

Они проходят мимо скверика.

- Присядем на минутку, - говорит Весельчак. - Лучше, чтобы нас с вами не видели.
- Но я спешу... - Мила садится.
- Подумай, девочка, ты не замечала в ее поведении странного? Подозрительного.

Мила пожимает плечами:
- Как сказать...
- Ах, благородный ребенок. Она защищает свою соученицу! Но у нас очень серьезный разговор. Ты должна говорить только правду. Она тебе нравится?
- Нет! - вырывается у Милы. - То есть, не то чтобы не нравилась.
- Ага! Почему?
- Она выскочка!
- Правильно. Она пытается изобразить всякие там знания, умения, фигли-мигли... вообще ей больше всех нужно!
- Да, да!
- А способностей у нее особых нет...
- Не замечала!
- А еще в классе есть Коля, правильно?
- У нас их три.
- Ну, тот самый, с которым Алиса дружит.
- Не замечала... Пожалуй, она ни с кем, кроме Грибковой, не дружит. Конечно, Альбина пытается изобразить дружбу, но вы ведь понимаете, кто будет дружить с Альбиной?
- Никогда не стал бы дружить, - соглашается Весельчак.
- Ой, мне в школу пора! - спохватывается Мила.
- Сейчас, сейчас. - Весельчак твердо удерживает Милу. - Только поможете нам.
- Кому?
- Я, понимаете, работаю главным врачом в больнице для особо опасных детей. К нам поступила безнадежно испорченная девочка Алиса... как ее?
- Селезнева.
- Селезнева. Жестокая хулиганка, но страшно хитрая. Она кусалась, била детей и взрослых, а потом украла в школьном больничном музее шкуру тигра, оделась в нее и по ночам грабила одиноких прохожих.
- Не может быть!
- Даю слово! Когда ее ловили, она искусала трех милиционеров, и им пришлось делать прививки от бешенства.
- Не может быть!

- Алису не надо осуждать, - раздается нежный женский голос. - Ее надо пожалеть. Она безнадежно больна.

Оказывается, на скамейке сидит миловидная девушка в белом халате. В ней мы узнаем медсестру Шурочку.

- Ах, я забыл вас познакомить, - говорит Весельчак. - Это доктор Иванова. Она провела много бессонных ночей, успокаивая эту ужасную Алису, давая ей лекарства... - он подталкивает Милу к Шурочке.
- И делая уколы, - добавляет Шурочка. - Но все пошло прахом. Эта девочка снова убежала из больницы, выломав плечом дверь и прыгнув с пятого этажа.
- И ей ничего?
- В таком состоянии больные особо устойчивы. Асфальт, понимаете, проломился. А она хоть бы что. В ней под влиянием болезни проявляется прыгучесть. - Шурочка говорит, будто читает лекцию.
- Да, конечно, правильно! - говорит Мила. - Вы бы видели, как она играла в волейбол. Над сеткой прыгала!
- Это ненормальность, - говорит Шурочка.
- Теперь я все поняла. - Мила рада, что нашлось объяснение.

Весельчак усаживает Милу между собой и Шурочкой.

- Мы обыскали все больницы и пустыри, - говорит Весельчак. - И вдруг нам сообщают, что эта больная учится в вашем классе.
- А она английский знает... - говорит Мила.
- Тоже ненормальность, - говорит Весельчак. - Весь ее ум направлен на обман и хитрость. Ну скажите, может ли нормальная девочка знать столько, сколько ваша Алиса?
- Конечно, нет. Вот я, например, всегда была отличницей и первой в классе...
- Но нормальной, хорошей девочкой. Так?
- Так. - Миле чуть неловко, получается, что она себя выдала. - А что с ней будет, когда ее поймают?
- Придется ее изолировать.
- Но может, ей лучше в коллективе, - Мила уже раскаивается. - Все-таки люди вокруг.
- А мы с вами знаем, когда она начнет снова буйствовать? Вы забыли о товарищах, которые подвергаются опасности? С ее ненормальной силой и ловкостью...
- Вы правы, пойдемте скорей к директору школы и все ему расскажем. - Мила поднимается, идет.
- Нет. - Шурочка останавливает ее. - Мы не можем. А вдруг это не та Алиса? Мы не имеем права нанести травму невинному ребенку.
- Та, та! Она ненормально талантливая и ненормально играет в волейбол. Даже в шахматы!
- И все же мы сначала должны заглянуть в класс и убедиться. - Весельчак подходит к ним. - А ты нам поможешь.
- Не нам, всему человечеству, - говорит Шурочка.
- Как? - Мила польщена.
- Ты проведешь нас в школу задним ходом, чтобы никто нас не остановил. Остальное мы берем на себя. Покажешь, где сидит класс. Остальное мы берем на себя.
- А я?
- О себе не беспокойся. Мы никому не скажем, что ты нам помогла.
- Ну если это нужно для человечества... тогда пошли скорей, а то скоро звонок.
- А за Алису не беспокойся, - говорит Шурочка. - Мы будем гуманными и добрыми.
- Мы всегда гуманные и добрые, - говорит Весельчак, улыбаясь.

У самого класса Мила сталкивается с Алисой и Юлькой. По ней видно, что она страшно перепугана.

- Ой! - она смотрит на Алису дикими глазами.
- Что с тобой? - спрашивает Юлька. - Привидение увидела?
- Нет! - Мила спешит на свое место. Борька первым идет к Алисе.
- Поздравляю! - говорит он. - Вот я на тебя карикатуру написал. Будто ты Гаприндашвили. На слоне.
- Спасибо, - говорит Алиса, рассеянно оглядываясь на Милу, которая бочком идет к своему месту.
- Где Фима? - спрашивает Юлька у Михайловой.
- Не видала.
- И Герасимова еще нет, - говорит Юлька Алисе.

В класс входит Садовский.

- Привет, Алиса, - говорит он. - У меня к тебе шпионское сообщение.
- Говори.

Звонит звонок.

- На перемене никуда не уходи. Это очень важно. Но не расстраивайся. Я на твоей стороне.
- Так что случилось?
- У тебя есть один знакомый толстяк? Толще Эдуарда.

Руткевич поднимает голову, глаза округляются.

- Ты где его видел? - Алиса явно испугана, и Мила это понимает.
- Я его отшил. Запутал, как Сусанин в лесу поляков. Не бойся.

Вбегает Коля. Проходит к парте Алисы и Юли.



В коридоре, пустующем после звонка, Алла Сергеевна. Алла Сергеевна несет в руках журнал класса.

На пути у нее встает Весельчак У.

- Одну минутку, уважаемая учительница, - говорит он. - Я должен сказать вам дело исключительной важности.
- У меня урок.

Мимо пробегает Фима Королев:
- Здрасте!

- Но одну минутку, - настаивает Весельчак.

Шурочка-Крыс оглядывается...

Фима вбегает в класс.

- Смертельный номер, - кричит он. - Впервые на манеже.
- Фима, ты с ума сошел! - возмущена Катя Михайлова. - Уже урок, сейчас Алла придет.
- Не придет, ее в коридоре задержали, - говорит Фима.

Он раскрывает портфель и достает из него заморенного котенка.

- Внимание, уважаемая публика! - говорит он. - Кошка по имени Алиса. Знает сто слов, читает и считает. Результат уникальной дрессировки.

И тут открывается дверь и входит Алла Сергеевна с журналом.

- Это класс шестой "Б"? - спрашивает она.

Все удивлены.

- Нет, это второй "А"! - говорит Садовский, умеющий шутить не вовремя.
- Не может быть, - говорит Алла, - ты опять лжешь, мальчик?
- Опять ли? Извините.

Алла обшаривала класс глазами. Увидела Милу. Спросила:
- Где Алиса?

Алиса переглядывается с Юлькой. Они начинают отступать назад.

Мила растерянно показывает на Алису.

- Ага! - кричит торжествующе Алла Сергеевна. - Значит, и он здесь! - она смотрит на Милу. - А Коля? Где тот самый Коля?

Мила в ужасе зажмурилась.

- Я ничего не понимаю! - кричит она. - Я ничего не говорила.

В этот момент дверь с грохотом растворяется, и в нее вбегает другая Алла Сергеевна, которую не пускает, тянет обратно очень толстый человек.

- Отпустите меня! - кричит Алла Сергеевна от дверей. - Это хулиганство! У меня урок начинается!

Она вырывается, бежит вперед и тут видит саму себя. От неожиданности она останавливается, замирает.
Замирает и лже-Алла.
И настоящая Алла медленно падает в обморок.
Толстяк подхватывает ее на руки и остается в нелепом положении. Девать ее некуда.

- Да бросай ее! - кричит лже-Алла. - Алису хватай. Колю!
- Куда бросать?

Тут в дверь врывается Эдуард Петрович.

- Опять ты здесь! - рычит он. - Мало тебе забора!
- Нате, - говорит Весельчак У, передавая физкультурнику бесчувственную Аллу Сергеевну.

И тут ребята поднимают страшный шум. Они стучат по партам и скандируют:
- Долой! Долой!
- Сейчас! - говорит, зажимая уши, Весельчак. Он увидел что-то за окном.

Он шагает в открытое окно.

В лже-Аллу летят книжки, портфели, завтраки.

Растерянный пират тоже прыгает в окно.

Алиса быстро оглядывается. В классе еще суматоха.

Ее взгляд выхватывает Колю.

Коля Сулима здесь. Помогает привести в чувство Аллу.

Коля Садовский здесь. Отплясывает победный танец.

Коли Герасимова нет.

- Где Герасимов? - спрашивает Алиса у Юльки.

И сама уже бежит к окну.

И вовремя.

Она видит, как по школьному двору зайцем бежит Коля. За ним несется Весельчак У.
Крыс тоже вдогонку за Колей.

- Юлька! Они гонятся за ним! Значит, они знают!

Алиса вскакивает на подоконник.

- Селезнева! - ахает только что пришедшая в чувство Алла и тут же снова хлопается в обморок.

За окном растет большой дуб. Ветви не достают двух метров до окна. Вдруг Алиса прыгает вперед, на лету хватается за толстый сук, качается на нем, перелетает на следующий и оттуда, как кошка, - на землю.

В классе крики, аплодисменты. Но Мила Руткевич спокойным голосом перекрывает шум, заставляет всех замолчать.

- Ничего удивительного. Это от ненормальности. Меня ее лечащий врач предупреждал. Ее ищут, чтобы вернуть в больницу для особо опасных детей.
- Как тебе не стыдно! - отвечает Юлька. - Она нормальнее нас с тобой. Ты просто ей завидуешь.
- Простите, Эдик, - говорит Алла Сергеевна, - вы не проводите меня в медпункт? У меня нервы.

Мила Руткевич бежит к ней и помогает Эдуарду вывести плачущую учительницу.

Остальные окружают Юльку.

- Грибкова, немедленно все расскажи, - требует Катя Михайлова.
- Я ничего не могу рассказать, - говорит Юлька, собирая свои и Алисины вещи.
- Мне пора домой.
- Никуда мы тебя не пустим! - говорит Альбина.
- Если она не расскажет, я сам все расскажу, - говорит Фима Королев.
- Ты тоже знаешь? Почему молчал? - спрашивает Боря.
- Вы все равно бы не поверили.
- Рассказывай, Юлька, - говорит Садовский. - Я тоже знаю, что ребятам надо помочь. Эти дяди шутить не любят.
- Хорошо, - говорит Юлька. - Алиса - девочка из будущего.
- Из двадцать первого века, - добавляет Фима.
- Молчи, - одергивает его Альбина.



Алиса бежит по переулку за пиратами.

Пираты - за Колей. Они не видели ее.

Весельчак гонит Колю вперед, а Крыс бежит по другой стороне улицы, обгоняя Колю, чтобы взять его в тиски.

Коля видит подъезд и бежит в него. Хлопает дверь.

Алиса хочет последовать за ними, но видит, что за Колей побежал только Весельчак. А Крыс метнулся к арке, ведущей во двор.

Алиса решает бежать за Крысом, но тут кто-то подхватывает ее, и слышен веселый голосок:

- Вот ты мне где попалась, козочка!

Крепкие руки тренерши Марты держат ее:
- Считай, нам повезло. Иду за тобой в школу, а вижу тебя собственной персоной.
- Простите, - Алиса старается вырваться. - Я очень спешу.
- Что значит твоя спешка перед перспективами, которые открываются перед тобой в спорте!
- Не нужны мне перспективы!
- У меня в кармане официальное письмо. Из школы тебя отпускают. Родителей я возьму на себя.
- Отпустите меня.
- Но не вздумай убегать. Ты быстра, а я быстрее, - говорит Марта.

Алиса отступает от Марты.

- Неужели тебя не прельщает слава? Заграничные поездки? Сборы? Рекорды? - Марта движется к ней.

Алиса делает рывок к тому подъезду, в котором скрылся Коля.

- Остановись! - несется крик ей вслед. - Я тебя все равно догоню!

Алиса пролетает сквозь подъезд.

- Ты не уйдешь от своей славы! - кричит вслед тренерша. - Ты услышишь фанфары!



Тихий двор. Тот самый, в котором стоит заколоченный дом. Во двор вбегает Крыс.

Гладкий мужчина в замшевом пиджаке сидит на скамейке и читает книжку.

Он видит, как Крыс спешит к черному ходу.

Там он становится наизготовку, и тут же дверь распахивается и из черного хода выбегает Коля. Попадает в лапы Крыса. Коля бьется, кусается, но подоспел Весельчак, подхватывает его.

Человек в замшевом пиджаке по имени Петя Ишутин приподнимается, заложив пальцем книжку.

Крыс оборачивается к нему и говорит тихо:
- Только попробуй рот разинуть! Убью.
- Понял, - говорит Ишутин. - А я, знаете, хотел вам помочь. Может, тяжело?
- Если проговоришься, - говорит Крыс, глядя, как Весельчак У скрывается за домом, волоча оглушенного Колю, - живым не останешься, понял?
- Разумеется, - говорит Ишутин. - Главное не вмешиваться. Я вас правильно понял?
- И не вздумай вызывать милицию.
- Да я же помочь хотел, поднести...
- Не надо.
- Тогда я пошел.
- И не вздумай, если кто будет пробегать и спрашивать про нас или про мальчика... Что ты им ответишь?
- Никогда не видел! Все люди - братья, все должны помогать друг другу. - Ишутин садится и продолжает читать.
- Молодец. Сиди, читай, отвечай, что ничего не видел.

И Крыс исчезает.

Ишутин, на глазах у которого это произошло, еще больше напуган.

Во дворе появляется Алиса. Видит Ищутина, подбегает к нему:
- Простите, - говорит она, - тут никто не пробегал?
- Кто же мог здесь пробегать?
- Мальчик.
- И какого возраста мальчик?
- Моего возраста. И за ним гнались два человека. Один толстый, другой худенький. Ему грозит опасность.
- Ай-ай-ай! И что же мальчик натворил?
- Это не он натворил, а они хотят натворить. Они очень плохие люди. Преступники.
- Преступники? Не приходилось видеть преступников. - И утыкается в книжку.
- Ну как же так! Они должны были пробегать. Минуту назад. - Алиса растерянно оглядывает двор.
- Если бы я увидел нарушение порядка, - говорит человек, - я бы обязательно сигнализировал, куда следует.
- Может, они в тот двор побежали? - неуверенно спрашивает Алиса.
- Может быть, - говорит Ишутин. - Даже возможно. Я, конечно, никого не видел, но какие-то шаги слышал. В том направлении. Погляди в том дворе. - Он даже привстал и подтолкнул Алису.

Алиса идет в следующий двор.

Глядя ей вслед, Ишутин хватается за сердце, закрывает книжку, трогает свой лоб.

- Температура, - говорит он, - надо баиньки.

И идет к своему подъезду.



- Вы куда? - удивляется тетя Луша, гардеробщица, видя...

...как в середине урока по широкой лестнице мчится шестой "Б".

Некоторые на ходу забегают на вешалку, хватают свои куртки, другие, не одеваясь, вылетают на улицу.

На минуту останавливаются у входа в школу.

Куда бежать?

- Давайте так, - говорит Боря, - разделимся на группы поиска. Каждая возьмет на себя один переулок.
- Глупая мысль, - говорит Катя Михайлова. - Мы же не знаем, куда они побежали. Может, они уже в Марьиной Роще.
- Ну, Коля, - обращается к Сулиме Альбина, - думай скорей. Ты же умный! Им грозит опасность.
- Надо пойти к ним домой. Юлька пойдет к себе, а Фима - к Коле. Может, они уже успели спрятаться.
- Я не пойду, - говорит Фима. - У меня более реальный план.

Он замолкает. Пауза.

- Ну говори же! - Мы видим, что у Милы Руткевич лицо в слезах. - Не теряй времени.
- Не торопи меня. Сама во всем виновата.
- Фима, - говорит справедливая Катя Михайлова. - Они бы и без Милы добрались до школы.
- Я знаю, что виновата, я знаю! - плачет Мила. - Но зачем меня все время упрекать!
- Ладно, - говорит Фима. - Забыли. Значит, так, я беру наиболее крепких и иду к тому дому, где была машина времени: они побегут туда, и мы их перехватим.
- Мы все пойдем! - говорит Альбина.
- Ну чего же мы стоим! - говорит Мила. - Где этот дом?

Фима первый бежит вперед. За ним остальные ребята выбегают на улицу.

Навстречу им идет тренерша Марта.

- Марта Эрастовна! - бросается к ней Катя Михайлова. - Вы тут не видели одну девочку из нашего класса?
- И Герасимова? - говорит Альбина.
- Разумеется, - говорит Марта. - Ваша Алиса совершенно неуправляема. Я раскрыла ей светлые перспективы большого спорта. И знаете, что она мне ответила?
- Знаем, - хором отвечают шестиклассники.
- И более того! - перекрикивает их тренерша. - После этого она...
- Убежала от вас! - заканчивает Коля Сулима.
- Временно, - говорит Марта.
- Навсегда, - говорит Фима Королев.
- А куда она, простите, убежала? - спрашивает Катя Михайлова.
- Вон видите тот серый дом. В нем подъезд. Он, очевидно, проходной, потому что она не вернулась, и я ее не обнаружила, хотя поднялась на лифте на шестой этаж.

Все уже бегут к тому серому дому.

- Когда найдете, скажите этой девочке, что ей не избежать большой спортивной славы! Грех с такими данными манкировать! Так и скажите!



Алиса проходит в следующий двор. Там вокруг песочницы сидят бабуси с детьми.

- Здравствуйте, - говорит Алиса. Бабуси кивают. - Вы не видели, здесь не пробегал мальчик? А за ним два бандита бежали.
- Что? - бабушка подскочила. - Бандиты?
- Где бандиты? - испугались другие бабушки. И мамы. Стали подзывать детей и подкатывать ближе коляски.
- Какое варварство, - говорит одна из бабушек, - гоняться за ребенком.

Двор опустел.

Алиса в растерянности. Она идет через второй двор в арку...



Ребята не успели добежать до того дома, как из соседнего двора вышла Алиса.

И все бросились к ней. Окружили ее.

- Алиса, ты их догнала? - говорит Юлька.
- Нет, - отвечает Алиса грустно.
- И не знаешь, где Коля? - спрашивает Фима.

Алиса отрицательно качает головой.

- Ничего, - говорит Катя Михайлова. - Теперь мы все вместе.
- А что мы можем сделать?
- Алиса, - говорит Юлька. - Прости, но я обо всем рассказала ребятам. Вкратце. Они все поняли.
- Что ты рассказала?
- И про миелофон, и про то, что ты - из будущего.
- Не бойся, - говорит за всех Альбина. - Эта тайна умрет вместе с нами.

Алиса смотрит на шестиклассников.

Они смотрят на нее. Они серьезны.

- Вместе, - говорит Катя Михайлова, - всегда лучше.
- Спасибо, ребята, - говорит Алиса.

Камера медленно наезжает на Алису. Когда доходит до крупного плана Алисы - изображение замирает стоп-кадром. Так на этом крупном плане Алисы мы и останавливаем свое внимание. Звучит музыкальная фраза - тема Алисы.
КОНЕЦ ЧЕТВЕРТОЙ СЕРИИ
 
 
 


Ждем ваших писем

Использованы материалы:
Литературная версия утвержденного киностудией
сценария телевизионного фильма "Гостья из будущего".
Вступительная статья А. Ляхова.
Сайт открыт 1 июля 1999 года.

© Материалы - Наталья Мурашкевич

Сценарий фильма. Краткое содержание фильма. В фильме снимались... На съемочной площадке Музыка из фильма Статьи, заметки, интервью. Глюки и ляпы. 15 лет спустя