ФИЛЬМ "ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО"
|
|||
Актер Георгий Бурков |
||||||||
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
|
||||||||
Георгий Бурков (31.05.1933-19.07.90) |
||||||||
Умер 19 июля 1990 года. Виртуозный актёр, воплотивший на экране галерею характеров от непутевых алкашей до чудаковатых интеллигентов. Близкий друг и единомышленник Василия Шукшина, свои лучшие роли он сыграл в его фильмах «Печки-лавочки» и «Калина красная». Георгий Бурков снялся более чем в 60 фильмах. Его путь к успеху был сложным и долгим. В 1952 году Бурков поступил на юридический факультет Пермского университета, где проучился 2 года. Одновременно он занимался в вечерней студии при Пермском драматическом театре, руководил самодеятельностью. Затем работал в театрах в Березняках, в Перми, в Кемерово. И только в 1965 году режиссер Московского драматического театра имени К.С.Станиславского Борис Львов-Анохин пригласил Буркова в свою труппу. В Москве Георгий Бурков поменял немало театров, но так и не смог найти «своего». В 1988 году он создал и возглавил Центр культуры имени В. М. Шукшина, который после смерти Буркова оказался никому не нужным. В кино Георгий Бурков впервые снялся в 1966 году и уже не покидал съемочной площадки до конца дней. Его «крёстным отцом» в кино стал Эльдар Рязанов – в его фильмах Бурков снимался постоянно: "Зигзаг удачи", "Старики-разбойники", "Гараж", "О бедном гусаре замолвите слово", "Жестокий романс". Интересны и драматические роли актёра в фильмах "Они сражались за Родину" и "Подранки". Универсальный актёр, Бурков снимался и в психологических драмах, и в лирических комедиях, и в детективах. В 1987 году он снял кинокомедию "Байка", но здоровье Георгия Ивановича уже стало ухудшаться. Он умер в 57 лет. Народный артист РСФСР. С 1965 - актёр драматического театра им. К. С. Станиславского, в 1970-1971 - актёр театра «Современник», с 1980 - МХАТ им. М. Горького, в 1984-1987 — актёр театра им. А. С. Пушкина. С 1988 — художественный руководитель Центра культуры им. В. М. Шукшина. |
||||||||
ФИЛЬМОГРАФИЯ |
||||||||
|
||||||||
Георгий Бурков: Чудик из далекой Перми. |
||||||||||||||
В этом году артисту исполнилось бы 70 лет. Он ушел из жизни в 57 лет. У Буркова практически не было главных ролей, но его второстепенные яркие и самобытные персонажи навсегда запомнились и полюбились публике. А коронные реплики «Я никогда не пьянею» или «Я за машину родину продал» давно живут своей отдельной жизнью…
Пагубная страсть
На экране Бурков часто представал в образе выпивохи и чудака. И что скрывать, выпивать он любил, особенно по молодости. Но артиста погубила вовсе не страсть к водке, как считают многие, а вторая страсть — к книгам. У Георгия Ивановича дома была большая библиотека. В тот день он полез за книжкой, но не удержался и упал на подлокотник дивана, сломав бедро. В больнице выяснилось, что из-за перелома оторвался тромб. Артисту сделали операцию, но через три дня тромб попал в легочную артерию… Врачам так и не удалось спасти артиста.
Сибирский самородок
Когда Московский драматический театр имени К.С. Станиславского в 1964 году находился на гастролях где-то в провинции, к главному режиссеру приехал показаться молодой неизвестный актер. Даже не такой уж молодой — ему как раз исполнилось тридцать два года. Это был Георгий Бурков. Приехал он из самой глубины Сибири — города Кемерова, где служил на сцене городского театра вот уже несколько лет. Там его заметил кто-то из столичных критиков, поведал о нем Борису Львову-Анохину, а тот в свою очередь телеграммой пригласил молодое дарование для знакомства. Показывался Бурков художественному совету театра в роли Поприщина из гоголевских «Записок сумасшедшего». Провинциальный артист произвел хорошее впечатление. — Какое у вас театральное образование? — спросил Львов-Анохин. — Никакого, — ответил Бурков. — А разве по игре этого не видно? Члены художественного совета рассмеялись. Бурков был принят в труппу театра. Так недоучившийся пермский юрист и артист-самоучка объявился в столице. Потом работал во многих ведущих театрах столицы. Попав в Первопрестольную, сибиряк сразу обратил на себя внимание кинематографистов, в первую очередь Эльдара Рязанова, пригласившего его в фильм «Зигзаг удачи» на роль симпатичного алкоголика Пети. Этой работой было положено начало союзу Рязанова и Буркова. Актер играл доброго, компанейского парня Мишу в «Иронии судьбы, или С легким паром». Был позером и нелепым лгуном Федяевым в
«Стариках-разбойниках». Трагикомическим «предателем Родины» в «Гараже». Холуйствующим, опасным плебеем в телефильме «О бедном гусаре замолвите слово». Играл небольшую роль в фильме Рязанова «Одинокая мелодия для флейты». Бурков боготворил Василия Шукшина. Даже открыл творческий центр имени друга. В последние годы жизни Бурков увлекался кинорежиссурой, дебютом в новом качестве был фильм «Байка» по сценарию Нины Семеновой, в которой он сыграл главную роль. |
||||||||||||||
ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ |
||||||||||||||
Привязчивый старик
Однажды после какого-то банкета в ресторане Дома кино Георгий Бурков обнаружил в вестибюле старенького артиста из Перми, давнего своего знакомого Брындина Илью Федоровича. Когда-то Брындин здорово помог молодому Буркову, и между ними навсегда установились самые дружеские и теплые отношения. Илья Федорович был изрядно под хмельком, хотя держался молодцом. У него была своеобразная манера выражаться: он говорил о себе всегда в третьем лице. И вот, на вопрос Буркова, как артист собирается добраться до дома, тот ответил: — Жора, я ведь в Пермь еду. Ты проводи старика до вокзала. Старик может там запутаться и не взять билет. Ну что же, взяли такси, поехали на вокзал. Бурков купил билет и стал прощаться, но Брындин взял его за руку: — Жора, проводи старика до Перми. Старик плохо видит и может сесть не в тот вагон. А то еще билет потеряет… — Но, Илья Федорович, как же можно? У меня три рубля в кармане, да и домашние ничего не знают, беспокоиться будут, куда это я пропал… — Жора, старик оплатит тебе и суточные, и проездные, и гостиничные. Старик оплатит тебе даже пропивочные. В Перми с вокзала дашь телеграмму — мол, срочно уехал на гастрольные выступления. Что делать, поехали вместе. Однако в Перми Брындин опять просит: — Жора, проводи старика до Озерков, иначе старик может запутаться в траве… — Нет! — крикнул Бурков, понимая, что в конце концов старик попросит проводить его до самой могилы и лечь с ним в гроб. Обратно он ехал зайцем, а поскольку в ту пору еще не был знаменит и в лицо его проводницы не знали, пришлось выкручиваться, потому что старик не дал ему ни командировочных, ни проездных. Между каплями
Ехал он до самого подъезда на такси, но, желая подчеркнуть свой подвиг, похвастался: — Цени друзей, Василий Макарович! Видишь, я пришел к тебе, невзирая на непогоду… — А что ж ты сухой? Как ты умудрился прийти пешком и не промокнуть? — удивился Шукшин. — А я верткий, — ответил Бурков. — Я между каплями проскользнул… Снайпер, понимаешь… — Погоди немного, не отвлекай меня, — попросил Шукшин. — Сейчас закончу, тогда поговорим… Бурков от нечего делать подошел к окну, стал смотреть на улицу и увидел, как по оконному стеклу ползет оса. Бурков скатал подвернувшийся под руку журнал и стал охотиться за насекомым. Ударил раз — мимо, еще раз — мимо, в третий раз ударил так неловко, что стекло со звоном разлетелось… — Ну что, убил? — не отрываясь от письма, спросил Шукшин.
Дельное замечание
Один известный и заслуженный работник кино, находясь уже в престарелом возрасте, женился на молоденькой актрисе. Случай вовсе не редкий в артистической жизни, но, тем не менее, представляя свою молоденькую жену, заслуженный работник отшучивался:
— Вот женился, но, как говорится, на появление наследников не надеюсь. На что Бурков заметил: — Надеяться, конечно, не нужно, но опасаться стоит! |
||||||||||||||
Виктор Котов
Газета Телеглаз АиФ № 26 (154) от 24 июня 2003 г |
||||||||||||||
Использованы материалы: Кадры из фильма |
МиелофонСнимается кино В фильме снимались... Персоны |
СНИМАЕТСЯ КИНО | Краткое содержание фильма | Сценарий | Глюки и ляпы | В фильме снимались | | На съемочной площадке | СМИ | 15 лет спустя | Музыка из фильма | | Форум и чат | |
Сайт открыт 1 июля 1999 года.
© Материалы - Наталья Мурашкевич |